Экономическая ситуация в стране ведет к расслоению общества, к появлению богатых семей, среднеобеспеченных и бедных. Причем, наблюдается рост обедневших семей.
Социализация инвалида — процесс освоения инвалидом социально значимых норм, ценностей, стереотипов поведения.
Социальная реабилитация — это комплекс мер, направленных на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде.
В заключении сделаем ряд общих выводов об условиях эффективности социальной работы с многодетной семьей:
1. Социальная работа с многодетной семьей должна базироваться на глубоком знании специфики этой категории семей, необходимо оказывать ей всестороннюю помощь в целях дальнейшего и устойчивого развития государства. Народ, род, семья – составляющие части общества. Дестабилизация одной из этих составляющих приводит к дестабилизации целого. Необходимо постоянно учитывать взаимосвязанность процессов, происходящих в семье и обществе.
https://www.tvsubs.ruМногодетная семья наиболее полно отражает как позитивные, так и негативные изменения, а при благотворительных условиях максимально реализует свой социально-воспитательный потенциал. Следовательно, для решения вопросов воспитания детей и подростков, формирования устойчивого общества необходимо уделять особое внимание многодетной семье, ее сохранению и развитию.
2. В практике социальной работы с многодетной семьей приоритетами являются ее позитивная направленность, раскрытие и приведение в движение сущностных сил самой семьи, реализация ее активной субъектной позиции.
Именно многодетная семья способствует удовлетворению всех основных потребностей личности: биологических, социальных и духовных. Учитывая в своей работе данную особенность многодетной семьи, необходимо помнить о том, что в кризисных условиях эта особенность самодостаточности способствует возникновению замкнутости, а, следовательно, и консервации некоторых негативных факторов, которые в дальнейшем перерастают в неблагополучие.
Осознание взрослыми членами многодетной семьи всей ответственности за воспитание своих детей, определение путей реализации своих воспитательных способностей – важнейшее условие активизации ее социально-воспитательного потенциала.
Практика работы с многодетными семьями показала, что первичные стереотипы эффективного семейного воспитания не всегда свойственны этой категории семей. Опираясь на принципы, способствующие формированию потребности в принятии помощи, социальные педагоги и социальные работники активизируют семью на решение ее собственных проблем.
3. Для эффективной реализации разнопланового потенциала семьи вопросы многодетной семьи, как наиболее естественной среды развития личности, необходимо решать с привлечением и участием всех социальных институтов, предоставляя ей необходимую экономическую помощь, психолого-педагогическую поддержку в саморазвитии ее как разновозрастного коллектива.
В процессе своей жизнедеятельности многодетная семья связана с самыми различными социальными институтами. Координация усилий, направленных на поддержку и развитие семьи, способствует системному и полноценному оказанию ей социально-педагогической помощи.
4. Социальная работа с многодетной семьей должна охватывать все аспекты ее жизнедеятельности, быть приближенной к потребностям семьи и ее членов, при этом приоритет должен отдаваться организации многодетной семьей собственного дела и культурного досуга.
Субъективная позиция в работе с многодетной семьей, опора на ее собственный социально-воспитательный потенциал способствуют не только решению ею самостоятельно своих собственных проблем. Взаимопомощь, взаимоподдержка, обеспокоенность за судьбу близких формируют у членов многодетной семьи стремление помочь, поддержать и других людей своим опытом, своими знаниями. Унизительность «подачек» осознается членами многодетной семьи, и они изыскивают резервы для самообеспечения и самоутверждения через реализацию своих возможностей, вторичную занятость. Духовное единение с подобными семьями.
5. Наиболее эффективно работают с многодетной семьей специалисты, обладающие таким же социальным опытом, как и сама семья, то есть члены многодетных семей. Они не только правильно понимают и принимают многодетную семью, но, и являясь ее представителями, способны аргументировано и профессионально защитить права каждого члена такой семьи. Исследование показало: там, где руководители осознают необходимость социальной поддержки семьи, социально-педагогическая работа имеет более высокий результат.
Таким образом, профессиональная подготовка специалистов не может и не должна ограничиваться подготовкой только работников, непосредственно связанных с семьей (социальных педагогов и социальных работников). В сферу внимания при подготовке и переподготовке, специализации кадров важно включать и руководителей социально-педагогических служб самых различных уровней.
Проблема оказания социальной помощи многодетным семьям включает в себя множество неисследованных аспектов. Так, в реализации специфически организованной работы с многодетной семьей необходимо изучение таких аспектов данной проблемы, как особенности социализации воспитания детей в многодетной семье, роль и место отца в многодетной семье, особенности нравственно-этического воспитания детей в многодетной семье и др.
Одной из актуальных проблем деятельности культурно - досуговых учреждений на пути решения данной задачи, является организация досуга молодежи.