Экономическая ситуация в стране ведет к расслоению общества, к появлению богатых семей, среднеобеспеченных и бедных. Причем, наблюдается рост обедневших семей.
Социализация инвалида — процесс освоения инвалидом социально значимых норм, ценностей, стереотипов поведения.
Социальная реабилитация — это комплекс мер, направленных на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде.
Старение населения в настоящее время достигло самого высокого уровня за период с 1959 года и стало явлением, многогранное и противоречивое влияние которого на ход социального, экономического и культурного развития России ещё не получило всесторонней оценки.
В этой связи возрастает значение геронтологии вообще и, в первую очередь, социальной геронтологии-науки, изучающей изменение социального поведения пожилого человека, его социальных отношений в обществе. В данном контексте особую значимость приобретает специальная деятельность по социализации граждан пожилого возраста, целью которой является их наиболее полная социальная адаптация на новом жизненном этапе, поиск механизмов компетентного содействия в решении кризисных ситуаций и снижении до минимума негативных последствий утраты прежнего «социального лица».
Проститутки Красное селоПроцесс социального обслуживания лиц старшего возраста, в высшей мере гуманный по своей природе, предполагает постоянное внесение необходимых коррективов в профессиональную деятельность социальных и медицинских работников, что требует тематического повышения их квалификации в сфере социальной работы с пожилыми людьми.
Программа данного курса предназначена для сотрудников центров социального обслуживания (ЦСО) - социальных и медицинских работников отделений социального и социально-медицинского обслуживания на дому.
Цель курса: формирование у персонала названных структурных подразделений ЦСО знаний, умений и навыков, необходимых для эффективной работы с клиентами.
Основными задачами курса являются:
- формирование глубокого понимания социальных, психологических и физиологических проблем людей старшего возраста
- изучение современных моделей социального обслуживания граждан пожилого и старческого возраста, сложившихся в России и за рубежом, социальных технологий, способствующих разрешению или облегчению их жизненных проблем;
- освоение профессионально-этических норм социальной работы с лицами «третьего возраста»
Программа включает в себя четыре основных раздела.
1. Правовое обеспечение социального обслуживания.
Сотрудники ЦСО знакомятся с Конституцией Российской Федерации и международными правовыми актами в части социальных прав и свобод человека и гражданина, системой социальных гарантий в Российской Федерации; изучают основы семейного, пенсионного, жилищного законодательства, право социального обеспечения; получают представление о нормативных правовых документах, регулирующих право граждан пожилого возраста и инвалидов на социальное обслуживание.
2. Теория и практика социальной работы с пожилыми людьми.
Социальные работники и медицинские сёстры получают знания об истории становления социальной работы, современной системе социального обслуживания пожилых людей и инвалидов в России, а также в странах Европейского союза, США, Канаде; изучают формы социального обслуживания населения; знакомятся с профессионально-этическими нормами деятельности социального работника
3. Социальная психология.
Персоналу ЦСО даётся представление о возрастных психологических особенностях и интеллектуальных возможностях лиц пожилого возраста и инвалидов, об экстренных ситуациях, конфликтах, возникающих в процессе социальной работы, и способах выхода из конфликтных ситуаций. Изучаются проблемы пожилых людей, их взаимоотношения с родственниками и знакомыми, а также развитие креативности в пожилом возрасте.
4. Основы социальной медицины.
Слушатели получают представление об основных показателях здоровья пожилых людей и инвалидов, их физиологических особенностях, заболеваемости, особенностях гигиены, образы жизни. Социальные работники овладевают навыками оказания первой медицинской помощи людям пожилого и старческого возраста.
Программа разработана в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками профессий социального работника и медицинской сестры, обслуживающих граждан пожилого возраста и инвалидов и предполагает овладение сотрудниками центра определённой системой теоретических знаний, практических умений и навыков, необходимых социальным и медицинским работникам, оказывающим социальные услуги пожилым людям.
В результате изучения курса социальные и медицинские работники должны: |
|
Знать: |
ü Актуальные социально-экономические проблемы старения и старости на современном этапе развития российского общества. |
ü Социально-экономические проблемы глобального процесса старения населения и своеобразие этого процесса в современной России. |
|
ü Процессы индивидуального старения: естественный или физиологический, болезненный или патологический характер старения и их зависимости от внешних и внутренних факторов. |
|
ü Социальное различие и социальную обусловленность понятий «индивидуальное и социальное», их взаимосвязь и взаимозависимость. |
|
ü Теорию и практику предоставления социально-геронтологических услуг. |
|
Уметь: |
ü Выбирать из широкого спектра технологий социальной работы с пожилыми и старыми людьми наиболее оптимальные и отвечающие удовлетворению конкретных потребностей различных категорий населения старших возрастов. |
ü Критически анализировать отечественный и зарубежный опыт социальной работы с населением старших возрастов. |
|
ü Владеть искусством общения с пожилыми людьми. |
|
ü Устанавливать контакты с некоммуникабельными пожилыми людьми. |
|
ü Разрешать семейные, этическиеи социально бытовые вопросы. |
|
Иметь представ-ление: |
ü Об особенностях старческих болезней с целью участия в организации общей медицинской помощи и индивидуального ухода. |
ü О методах социальной профилактики преждевременного старения населения с учётом социальных, экономических, национально- этических, природно-экологических и других региональных особенностей. |
|
ü О методах выявления потребностей населения старших возрастов в социальной защите. |
|
Уметь ис-пользовать имеющую- ся информацию |
ü При правильном диагностировании нормального и преждевременного старения. |
ü При проведении разъяснительной работы с пожилыми людьми о необходимости и приёмах сохранения самостоятельности и независимости в повседневной жизни. |
|
ü При разработке стратегических и тактических программ по улучшению качества и образа жизни пожилых. |
|
ü При обновлении и расширении социальных услуг населению старших возрастов. |
|
Уметь ис- пользовать: |
ü Инновации в социальной работе с различными категориями населения старших возрастов. |
ü Практические умения и навыки по дифференцированному уходу за пожилыми людьми. |
Общее количество часов – 25.
Итоговый контроль – семинарские занятия.
Одной из актуальных проблем деятельности культурно - досуговых учреждений на пути решения данной задачи, является организация досуга молодежи.