Экономическая ситуация в стране ведет к расслоению общества, к появлению богатых семей, среднеобеспеченных и бедных. Причем, наблюдается рост обедневших семей.
Социализация инвалида — процесс освоения инвалидом социально значимых норм, ценностей, стереотипов поведения.
Социальная реабилитация — это комплекс мер, направленных на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде.
Смысл, содержание, специфика социальных технологий определяются проблемной ситуацией, в целях разрешения которой разрабатывается и внедряется технология, способная обеспечить достижение соответствующего состояния социального объекта. [20;с.11].
Миграционная политика РФ охватывает три направления: стимулирование миграции извне; рациональное распределение миграционных потоков по регионам и социально-экономическая поддержка всех категорий вынужденных мигрантов.
Правовой нормативной базой, регулирующей решение вопросов, связанных с миграцией, являются законы РФ: «О вынужденных переселенцах» (1995), «О переселении граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (1996), «О беженцах» (1997), «О гражданстве Российской Федерации» (2002). Они устанавливают экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев, вынужденных переселенцев и других мигрантов на территории России в соответствии с Конституцией страны, общепринятыми принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.
Непосредственно решением проблем мигрантов на уровне субъекта Российской Федерации занимаются территориальные органы Министерства внутренних дел (управления, подразделения) в соответствии с указом Президента РФ «О совершенствовании государственного управления в области миграционной политики» от 23.02.2002.
Таким образом, проблема миграции — одна из самых актуальных для жителей нашей страны. Она связана с большими затратами, потерями, с множеством неудобств, с серьезной психологической перестройкой. Но у человека, решившегося на переезд, есть приоритетная цель, ради достижения которой он готов мириться с недостатками миграционного периода своей жизни.
Высокая мобильность населения страны, вынужденный характер перемещений требуют от государства продуманной миграционной политики. Ведь за каждым фактом миграции стоят человеческие судьбы. Поэтому работа с переселенцами требует не только значительных материальных ресурсов, но и проявления лучших человеческих качеств. Она сродни милосердию, когда необходимо внимание и сочувствие к попавшему в тяжелое положение человеку.
Закон дает беженцам все основные права граждан России, тем не менее льготы, предоставляемые законодательством беженцам, имеют некоторые ограничения по сравнению с льготами, предусмотренными для вынужденных переселенцев. Так, беженцы могут владеть недвижимой собственностью лишь на тех условиях, что и прочие иностранцы. Местные власти обязаны включать в агатную очередь на получение жилья только вынужденных переселенцев. Нуждающимся в улучшении жилищных условий гражданам России должны выделяться безвозмездные субсидии для строительства или покупки жилья. На беженцев это положение не распространяется. Во время получения профессии или переобучения вынужденным переселенцам предусматривается выплата стипендии, беженцам — нет. Государственные органы обязаны содействовать переводу детей вынужденных переселенцев — учащихся техникумов и студентов вузов — в российские учебные заведения. Относительно беженцев об этом в законе ничего не говорится.
Решение о признании человека вынужденным переселенцем принимает территориальный орган по делам миграции. В случае если миграционная служба отказывает в предоставлении статуса, он может подать жалобу сначала в вышестоящую инстанцию, а потом в суд. А пока жалоба рассматривается, человек имеет право жить в Центре временного размещения и получать бесплатную медицинскую помощь и лекарства. Ему обязаны выдать документ, подтверждающий его легальное положение и гарантирующий защиту определенных законом прав.
Территориальный орган по делам миграции обязан выдать вынужденному переселенцу специальное удостоверение с фотографией, которое предъявляется вместе с паспортом. Такие документы должны выдаваться каждому члену семьи старше 18 лет. Сведения о детях моложе 18 лет вписываются в удостоверение одного из родителей.
Условия и порядок предоставления помощи вынужденным переселенцам определены постановлениями Правительства РФ: «О предоставлении вынужденным переселенцам беспроцентной возвратной ссуды на строительство (приобретение) жилья» от 23.01.1997 г., № 106; «О порядке выплаты компенсации за утраченное жилье и/или имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно» от 30.04.1997 г., № 510. Этими и другими нормативными документами руководствуются территориальные органы в работе с вынужденными переселенцами.
Для первичной помощи вынужденным мигрантам созданы специальные учреждения: пункты первичного приема вынужденных переселенцев, центры временного расселения вынужденных переселенцев, центры временного размещения иммигрантов. Задачи специалистов этих учреждений — оказать первую психологическую помощь человеку, помочь сориентироваться в обстановке.
Для социально-незащищенных категорий, не имеющих возможности самостоятельно подыскать себе жилье, в течение пяти первых дней, пока решается вопрос о регистрации ходатайства, предусмотрено проживание в пункте первичного приема. Попасть туда можно только по направлению регионального отдела по миграции. После регистрации ходатайства вплоть до его рассмотрения (т.е. в течение трех месяцев) социально-незащищенных могут поселить в центре временного размещения. Направление в центр также выдается миграционными органами; оно действительно в течение пяти суток со дня выдачи. Если вынужденные переселенцу за это время не вселились, направление утрачивает свою силу. Всего в России организовано около 90 пунктов первичного приема и 20 центров временного размещения.
К социально-незащищенным категориям, пользующимся преимущественным правом на проживание в пункте первичного приема и центре временного размещения, относятся: одинокие пенсионеры, инвалиды I группы, одинокие матери с детьми до трех лет, многодетные семьи с детьми до 18 лет. Проживание для них бесплатное. Кроме того, им может быть предоставлено бесплатное трехразовое питание. Другие категории самостоятельно оплачивают время проживания в центре.
Получив статус беженца или вынужденного переселенца, человек по месту постоянного жительства может в соответствии с российским законодательством получить помощь от служб системы социальной защиты населения. Задача социальных работников состоит в том, чтобы помочь вынужденному переселенцу или беженцу адаптироваться к новому месту жительства: обустроить жилье, получить работу, устроить детей.
Особо нуждающейся категории вынужденных переселенцев из числа многодетных и неполных семей по программе «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев» оказывается материальная поддержка. В соответствии с постановлением Правительства «О размерах единовременного денежного пособия и порядке ходатайства о признании его вынужденным переселенцем» (1997) выплачивается единовременное денежное пособие. Размер пособия — минимальный месячный оклад на каждого члена семьи при размещении в городе и два минимальных месячных оклада при размещении в сельской местности, при этом 50 % пособия выплачивается после постоянной регистрации в сельской местности.
Беженцы и вынужденные переселенцы, как и все граждане РФ, имеют право на бесплатное медицинское обслуживание. Они также имеют право на социальную защиту и социальное обеспечение. Им на общих основаниях начисляются пенсии и другие социальные выплаты.
Органы государственной власти, управления и местного самоуправления обязаны предоставлять в первоочередном порядке одиноким беженцам и вынужденным переселенцам пенсионного возраста и инвалидам, нуждающимся в постоянном уходе, места в учреждениях социальной защиты населения. К числу таких учреждений относятся дома-интернаты для престарелых и инвалидов.
Пенсионеры и инвалиды этой категории населения могут получать помощь от центров социального обслуживания в трех формах: они могут быть зачислены в отделения дневного пребывания для бытового, медицинского, культурного обслуживания, отдыха, занятий посильной трудовой деятельностью; для них может быть организовано надомное обслуживание с помощью социальных работников; остро нуждающимся в социальной поддержке может быть оказана срочная социальная помощь (предоставление одежды, обуви и других предметов первой необходимости; обеспечение бесплатным питанием или продуктовыми наборами; оказание материальной помощи; оказание экстренной психологической помощи и т.д.).
Процесс адаптации к новому месту жительства идет успешнее и быстрее, если вынужденные переселенцы селятся компактно. Федеральная миграционная программа рекомендует шире внедрять в практику коллективные переселения и строительство компактных поселений. [20;с.118]
Опыт применения функциональных технологий социальной работы свидетельствует об определенной специфике их использования. В ряде случаев некоторые технологические процедуры взаимосвязаны и взаимообусловлены. Например, социальная диагностика предшествует проведению многих других технологических действий (адаптации, коррекции, терапии и др.), а социальная адаптация порой переходит в реабилитацию. Может быть и так, что средством реабилитации выступает адаптация или даже коррекция
Система технологического воздействия в практической социальной работе в перспективном отношении будет, вероятно, развиваться в направлении не только оказания социальной помощи нуждающимся лицам, но и обеспечения взаимовыгодного паритета между отдельными гражданами и обществом в целом. Целью такого паритетного состояния является не только большая социальная стабильность, но и улучшение уровня жизни, общего благосостояния народа.
Сущностную основу той или иной модели общественного устройства в значительной мере составляет состояние социальной сферы, эффективность технологизации социальных процессов. Умелое применение действенных социальных технологий, включая технологии социальной работы, может обеспечить прогрессивное развитие государства и выбор наиболее оптимального механизма общественного функционирования.
Недостаточно пока методик и технологий социальной работы, ориентированных на индивидуальную работу с клиентом, все еще преобладают групповые технологии. Российские специалисты оказались не подготовленными к практической работе с такими социальными объектами, как безработные, беженцы, бомжи. Поэтому весьма актуальны: адаптация ранее используемых технологий к современным социальным условиям, к потребностям организации социальной работы с учетом специфики различных групп населения; разработка новых технологий; ориентация технологий социальной работы на новые приоритеты социальной жизни: обеспечение адресности, интересов семьи, максимальное использование местных ресурсов и возможностей для решения социальных проблем человека.
Одной из актуальных проблем деятельности культурно - досуговых учреждений на пути решения данной задачи, является организация досуга молодежи.