Экономическая ситуация в стране ведет к расслоению общества, к появлению богатых семей, среднеобеспеченных и бедных. Причем, наблюдается рост обедневших семей.
Социализация инвалида — процесс освоения инвалидом социально значимых норм, ценностей, стереотипов поведения.
Социальная реабилитация — это комплекс мер, направленных на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде.
В дореволюционной России большинство семей были многодетными: в среднем 8-11 детей на семью, и даже больше. Сейчас многодетных семей у нас в России чуть больше миллиона и то большинство из них – имеющие только трёх детей, остальные семьи либо с 1-2 детьми, либо вообще бездетные.
Многодетные семьи часто расцениваются как «социальные иждивенцы». Но это только взгляд со стороны. А на практике же происходит следующее: многодетные семьи у нас имеют наиболее высокий риск оказаться в числе бедных, так как размеры детских пособий составляют всего 6% от величины прожиточного минимума и поэтому не могут выполнять той роли, для которой предназначены. Жилья многодетным в наше время никто не даёт, льготами особыми многодетные семьи никто не одаривает - тогда почему же «социальные иждивенцы»? Наоборот, если проанализировать ситуацию, сложившуюся в нашей стране сегодня с рождением и смертностью, то можно придти к выводу что сейчас на одного пенсионера приходится 4-6 работающих, к 2030 году соотношение изменится в строну 1 к 2…, что приведёт к увеличению налоговой и финансовой нагрузки на трудоспособную часть населения. А кто в 2030 году станет трудоспособным населением? – дети из нынешних многодетных семей, которые и будут кормить не только своих родителей, а ещё и тех, кто сейчас бережёт своё время, душу, деньги, фигуру и, не рожая своих детей, осуждает многодетных [38].
Для поддержания необходимой численности населения страны потребуется проведение социально ориентированной экономической и активной семейной и демографической политики, направленной на снижение смертности, заболеваемости и увеличение продолжительности активной, творческой жизни человека, создание благоприятных условий для повышения качества жизни семей и наиболее полной реализации потребностей семей в детях, привлечение трудовой иммиграции и создание условий для закрепления мигрантов в России.
Необходимо осознание того, что те меры, которые предпринимает государство в отношении улучшения демографической, а, если говорить, серьезнее, то геополитической ситуации, не касаются главного – идеологии деторождения. Необходимо в стране менять отношение к многодетным семьям, к деторождению, к стереотипам сознания наших граждан, когда многодетная семья воспринимается, как ненормальная, социально неадекватная. Поэтому помощь многодетным семьям необходима со стороны государства не разовая, а существенная и постоянная, зафиксированная законодательством.
Если государство будет помогать многодетным, значит, в государстве, действительно, все хорошо, и оно думает о будущем своего народа. Когда люди увидят, как государство помогает большим семьям, в которых родители не являются алкоголиками, то и отношение к рождаемости будет в России меняться. Очень хочется, чтобы сохранился русский этнос, наша русская культура, чтобы Россия сохранилась как Россия, для этого нужно, чтобы наши женщины рожали много детей, а государство помогало многодетным семьям и основательно их поддерживало.
Если государство реально будет помогать многодетным, то общество увидит, что дети нужны не только родителям, но и своей стране, Российскому государству.
Таким образом, мы пришли к выводу о том, что необходимо усовершенствовать меры поддержки изученной категории семей.
В ходе проведенной работы автором была достигнута поставленная цель: была изучена деятельность органов социальной защиты населения по поддержке многодетных семей, проанализирована сложившаяся ситуация в данной области, и, на основании собранного материала, разработана программа мероприятий в области социальной поддержки многодетных семей в муниципальном образовании «Нижнекамский муниципальный район».
Кроме того, были выполнены поставленные задачи:
изучена государственная семейная политика в области поддержки многодетных семей;
рассмотрена нормативно-правовая основа деятельности органов социальной защиты в области поддержки многодетных семей;
проведен сравнительный анализ проблем многодетных семей по субъектам Российской Федерации;
проведен анализ деятельности органов социальной защиты в области поддержки многодетных семей в МО НМР;
проанализирован российский и зарубежный опыт деятельности органов социальной защиты в области поддержки многодетных семей;
разработана программа мероприятий по совершенствованию деятельности органов социальной защиты в области поддержки многодетных семей в Нижнекамском муниципальном районе.
В ходе проведенного социологического исследования в г. Нижнекамске был определен широкий круг проблем данной категории семей. Важнейшими из них на наш взгляд являются:
жилищная необеспеченность;
материальные трудности;
недостаточная степень поддержки со стороны государства;
неудовлетворенность деятельностью органов соцзащиты населения;
отсутствие полноценной правовой информированности родителей многодетных семей.
Не смотря на все меры поддержки, данные проблемы так и остаются нерешенными.
И именно на разрешение данной совокупности проблем направлена предлагаемая нами Муниципальная целевая программа «Социальная поддержка многодетных семей в муниципальном образовании Нижнекамский муниципальный район» рассчитанная на 2009 – 2011годы.
Эта программа не требует колоссальных капиталовложений со стороны муниципальных властей, то есть из муниципального бюджета. При этом социальная значимость предлагаемых мероприятий является значительной в современных условиях депопуляции населения.
Основная часть (85% или 1 730 000 рублей) предлагаемой программы будет финансироваться за счет спонсорских средств. Спонсорство – это одно из выражений социальной ответственности бизнеса.
Через осознание и публичное подтверждение своей ответственности перед обществом компании стремятся отреагировать на вызовы нашего времени и послать сигнал всем заинтересованным сторонам – работникам, акционерам, потребителям, заказчикам, государству и тому подобное. Сигнал о том, что они достигли в своем развитии определенного уровня зрелости, при котором они способны заниматься не только непосредственно производством товаров и извлечением прибыли, но и брать на себя часть коллективной ответственности за окружающую действительность.
При разработке данной программы использовался положительный опыт поддержки многодетных семей в таких субъектах Российской Федерации как Москва и Московская область, Республика Башкортостан, Свердловская область (где программа поддержки семей с детьми действует с 2006, и рассчитана до 2009 года).
Осуществление предлагаемой программы будет иметь следующие социально-экономические последствия:
– снижение показателя численности многодетных семей, находящихся в социально опасном положении, не менее чем на 10 процентов;
– повышение качества психолого-медико-социальной реабилитации многодетных семей и детей из данных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
– повышение качества услуг, оказываемых многодетным семьям Управлением социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Нижнекамском муниципальном районе, учреждениями социального обслуживания семьи и детей;
– улучшение качества жизни многодетных семей, а также повышение статуса многодетной семьи в Нижнекамском муниципальном районе;
– улучшение информированности многодетных семей о своих правах.
Важным и очень необходимым мероприятием признается создание общественной организации многодетных семей. Муниципальные власти будут чаще прислушиваться к организации и признавать ее действия, решения и предложения, нежели к каждой семье по отдельности. Совместными усилиями можно сделать намного больше, чем поодиночке.
Одной из актуальных проблем деятельности культурно - досуговых учреждений на пути решения данной задачи, является организация досуга молодежи.