Экономическая ситуация в стране ведет к расслоению общества, к появлению богатых семей, среднеобеспеченных и бедных. Причем, наблюдается рост обедневших семей.
Социализация инвалида — процесс освоения инвалидом социально значимых норм, ценностей, стереотипов поведения.
Социальная реабилитация — это комплекс мер, направленных на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде.
Анализ теоретических положений проблемы работы социального педагога с многодетной семьей показал, что современная семья как социальный институт находится в состоянии кризиса и нуждается в государственной поддержке. Многодетные семьи являются наиболее уязвимой категорией в силу своей повышенной иждивенческой нагрузки ряда других причин. Социальная помощь данной категории семей должна включать, кроме адресной социальной помощи, комплекс превентивных и профилактических мер, направленных на предупреждение проблем, возникающих у многодетных семей. В связи с этим, нами было проведено исследование, целью которого являлось изучение технологий работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательного учреждения.
Исследование проводилось на базе МОУ СОШ № 19, социальный педагог Иваненко Татьяна Александровна. В эксперимент было вовлечено 17 многодетных семей.
В ходе эксперимента решались следующие задачи:
1) Изучить технологии работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательного учреждения;
2) Разработать практические рекомендации по оптимизации работы социального педагога с многодетной семьей.
Социальная диагностика является одной из важнейших технологий работы социального педагога с многодетной семьей. Анализ документации социального педагога позволил получить следующие данные: из 17 многодетных семей только 1 является благополучной, 2 семьи – неблагополучные 3 категории, 1 семья - неблагополучная 2 категории. Исходя из классификации неблагополучных семей: 4 категория – педагогически несостоятельные; 3 категория – злоупотребляющие алкоголем; 2 категория – злоупотребляющие алкоголем, воспитанием детей не занимающиеся; 1 категория – родители могут быть лишены родительских прав. Из 17 семей – 8 семей являются неполными и 9 полными семьями (см. диаграмму 1).
Из 17 семей 16 имеют статус малообеспеченных (см. диаграмму 2)
Диаграмма 1
Диаграмма 2
Анализ материальной обеспеченности полных многодетных семей показал, что из 9 семей в 6-ти семьях один из родителей не работает (чаще мать), в 2-х семьях – не работают оба родителя (см. диаграмму 3), только в одной семье работают оба родителя.
Анализ причин, которые привели к появлению статуса неполной многодетной семьи, показал, что 3 семьи остались неполными после развода, 2 – после смерти супруга и 3 семьи состоят из детей и матери-одиночки. Из 8 неполных семей мать работает – 3 семьи, мать находится в декретном отпуске – 2 семьи, мать не работает и не состоит на учете в ЦЗН – 3 семьи (см. диаграмму 4)
Диаграмма 3
Диаграмма 4
Большинство многодетных семей имеют в среднем 3-4 ребенка, только в одной семье неработающая одинокая мать воспитывает 7 детей (см. диаграммы 5, 6).
Диаграмма 5
Диаграмма 6
Из 9 полных семей 8 являются малообеспеченными, 1 семья – с доходом выше прожиточного минимума; из 8 малообеспеченных – 1 семья является неблагополучной 3 категории. Из 8 неполных семей все являются малообеспеченными, 1 является неблагополучной 3 категории, 1 – неблагополучной 2 категории, остальные относятся к категории проблемных семей.
Одной из актуальных проблем деятельности культурно - досуговых учреждений на пути решения данной задачи, является организация досуга молодежи.