Экономическая ситуация в стране ведет к расслоению общества, к появлению богатых семей, среднеобеспеченных и бедных. Причем, наблюдается рост обедневших семей.
Социализация инвалида — процесс освоения инвалидом социально значимых норм, ценностей, стереотипов поведения.
Социальная реабилитация — это комплекс мер, направленных на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде.
Привыкнув к постоянному контролю, этот ребенок подчиняется любому внешнему давлению. Попадая под влияние асоциальной компании, они совершают даже те поступки, которые в душе считают неправильными, просто потому, что не умеют отказываться. Кроме того, такая психическая надломленность может привести к серьезным нервным срывам и даже к попыткам суицида.
Наркогенная жизнь гиперопекаемых несовершеннолетних обычно начинается несколько позже, чем у их гипоопекаемых сверстников. Как правило, происходит это в подростковом возрасте – в 13-16 лет. Причем здесь традиционными являются для начала анаша, марихуана, иногда идет в ход и бытовая химия. Хотя бывает, что начинают и с героина [9, с. 94].
Есть у наркоманов своя классификация, определяемая материальными возможностями приобретения наркотиков. Дети богатых – элита наркоманов – употребляют героин. Средний класс пользуется гашишем, «пластиком». Бедные промышляют анашой и марихуаной. Самые обездоленные – дети из трудных семей, 8-10-летние пацаны – становятся «нюхачами», т.е. нюхают клей «Момент», ацетон, так как других возможностей у них нет. Как правило, эти ребята, несмотря на возраст, - единственные добытчики денег в семье. Отсюда независимость и полная убежденность в праве распоряжаться собственной жизнью. Такому токсикоману практически невозможно внушить, на сколько это ужасно – травить себя. У него еще нет страха ни перед деградацией, ни перед болезнью, ни перед смертью. Но он уже твердо знает, что никому не нужен и сам должен позаботиться о себе [6, с. 119].
Именно семья тесно связана с наибольшей частью ближайшего социального окружения юного наркомана. Это соседи, родственники, знакомые, друзья семьи. 21% опрошенных школьников ответили, что среди знакомых их семей есть люди, употребляющие наркотики. Дети знают об этом. И если не сформировать у них соответствующую оценку этого факта, они будут воспринимать его как должное [8, с. 344].
А ведь именно в этой среде вокруг наркомана создается та атмосфера, которая либо помогает осмыслить ему гибельность ситуации, искать и находить из нее выход, либо давит на него своим непониманием.
Жизнь устроена так, что в массе своей молодые люди не могут быть самостоятельными и ответственными за определенные реалии своего бытия – нет необходимого опыта. Хочется быстрее найти свое место в жизни, но пока многое не выходит, все места заняты. В этом противостоянии первыми не выдерживают молодые. И уходят от нас, иногда в прямом смысле – уходят из дома. Куда? Очень часто это бывает уход в мир наркотиков.
Отчуждение – оно возникает в семье, в школе. А сегодня отчуждение столь явно во взаимоотношении поколений, что его можно считать приметой времени.
Также в обществе стало устойчивым отношение к наркоманам как к преступникам. Это ведет к тому, что они неизбежно начинают чувствовать себя такими. Более 48% наркоманов ответили, что к ним применялись меры общественного воздействия [13, с. 150].
Объективно роль педагогов всех рангов сейчас значительнее
, чем в минувшие годы.
Добровольно занимаются домашним хозяйством матери, либо потерявшие работу, либо не работавшие раньше, но желающие найти работу. А просто не работать и заниматься делами семьи под силу сейчас очень немногим. И у мужчин нагрузка существенно увеличилась. Вот и получается, что учителям, воспитателям, наставникам приходится выправлять, если еще возможно, огрехи домашнего воспитания, во многом его восполнять. Эта проблема не нова, но сегодня она приобрела столь острый характер, что о ней надо говорить со всей силой. Все это происходит после распада молодежных организаций, разрушения социально-бытовой инфраструктуры, обеспечивающей развитие детей и юношества.
Усиленного внимания требуют дети-сироты, особенно социальные сироты. Таких детей в общем числе сирот в России 95%. Свыше 200 тысяч детей содержатся в сиротских учреждениях (детских домах). Из них ежегодно убегают до 10% воспитанников, ведь там совсем не сладкая жизнь. У нас много различных учреждений, комитетов, фондов, предназначенных для работы с детьми, улучшения их положения, условий жизни и воспитания, но они не дают нужных результатов [5, с. 12].
Из множества причин, порождающих детскую наркоманию, назовем еще одну, вызванную научно-техническим прогрессом. С самой неожиданной стороны раскрывается в свете проблем наркомании безобидный, на первый взгляд, компьютер. Уже нельзя игнорировать тот факт, что глобальная информационная сеть Интернет, опутавшая планету, активно используется наркомафией. Об этом говорят исследования, проведенные специалистами Всероссийского научно-исследовательского института МВД России. Несколько месяцев покопавшись в Интернете, они установили, что в сети на разных языках мира располагается большое количество информации, связанной с темой наркотиков. Многие интернетовские странички откровенно и цинично стремятся открыть дорогу в мир дурмана. Можно найти информацию о том, как и из чего приготовить наркотик, получить урок распространения зелья, что нужно делать и как себя вести при задержании милиции и т.д. [6, с. 157].
Одной из актуальных проблем деятельности культурно - досуговых учреждений на пути решения данной задачи, является организация досуга молодежи.