Экономическая ситуация в стране ведет к расслоению общества, к появлению богатых семей, среднеобеспеченных и бедных. Причем, наблюдается рост обедневших семей.
Социализация инвалида — процесс освоения инвалидом социально значимых норм, ценностей, стереотипов поведения.
Социальная реабилитация — это комплекс мер, направленных на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде.
*«выключенность» из социальной жизни; алкоголизация и др.;
- с позиций обыденной психологии общества, социальных групп:
*признание «ненужности» пожилого человека в силу снижения его функционально-трудового потенциала
*преобладание оценок пожилых людей как потребителей в бедном обществе *как постоянно увеличивающейся группы людей, удовлетворение потребностей которых тяжелым бременем ложится на более молодые поколения
*невнимание к городской ландшафтной архитектуре, облегчающей жизнь пожилых людей с ограниченным здоровьем и др.
Следовательно, важнейшей задачей социальной политики и, как механизма ее реализации, социальной работы является приведение в соответствие официальной идеологии пожилого человека и обыденной психологии его реального восприятия в обществе, повседневного отношения к нему. Эта задача может решаться различными средствами по следующим основным направлениям.
Учитывая, что ценность и значимость человека в экономически развитом обществе определяется его «стоимостью», пожилые люди нуждаются в приведении пенсий в соответствие с реальным прожиточным уровнем и, соответственно, в индексации пенсионного обеспечения. Несмотря на то, что реформа пенсионного обеспечения в стране имеет определенный позитивный потенциал, она все же в большей мере нацелена на представителей более молодых поколений.
Психологическим следствием этой меры явится уверенность в завтрашнем дне каждого человека, приближающегося к нетрудоспособному возрасту. Формирование «психологии накопления» всегда служит признаком стабилизации в общественных отношений, признаком планирования людьми своей будущей жизни. И наоборот, психология «немедленных трат» отражает противоположную психологию, психологию «временщика», т.е. выражает позицию человека, живущего одним днем. Кроме того, достойная пенсия для пожилых людей существенно повышает их социальную значимость в обществе, что является определенной ценностью и для молодых людей. И, наконец, реализация такой меры непосредственно ориентирована на тех, кто принимает решения сегодня, а завтра сам займет место пожилого человека в социуме, в общественном сознании и отношении.
Далее, важным направлением социальной политики и социальной работы как механизма ее реализации в отношении пожилых людей является формирование их позитивного имиджа в обыденном сознании людей с толерантным отношениям к тем негативным проявлениям их поведения, которые обусловлены возрастом. Анализ содержания рекламных роликов на телевидении показывает, что основным субъектом рекламы является молодой человек (юноша или девушка), имеющие уровень доходов высокий и очень высокий. Не возражая против необходимости рекламирования высокого качества жизни, отметим, что в современной рекламе практически не остается места для участия в ней пожилых людей. Отдельные попытки привлечения пожилых людей к телевизионной рекламе все-таки используются для рекламирования того или иного товарного продукта. В данном же случае речь идет о рекламе позитивного участия пожилых людей в общественной жизни общества. Каким путем можно обеспечить такую рекламу – дело специалистов соответствующего профиля. Психологическим следствием данных мер явится утверждение образа пожилого человека как «нормального» представителя общества и участника «моей» жизни.
Одним из направлений реализации социальной политики в отношении пожилых людей является развитие и совершенствование инфраструктуры специализированных социальных институтов, функцией которых является их обслуживание. За последние годы такая инфраструктура создана; в основном, она удовлетворяет базовые потребности пожилых людей, однако утверждать о том, что она высоко и достаточно развита, было бы неправомерным.
Так, например, степень наполняемости того или конкретного социального учреждения для пожилых людей весьма высока, что далеко не всегда обеспечивает реализацию так необходимого для них индивидуального подхода. Организация работы учреждений, обслуживающих пожилых людей, не всегда организована в соответствии с их нуждами, а чаще всего – в связи с нуждами самой организации. Бюрократические правила выдачи тех или иных справок, записи к врачу или другому консультанту зачастую лишь усугубляют ослабленное здоровье и психику пожилых людей.
Одной из актуальных проблем деятельности культурно - досуговых учреждений на пути решения данной задачи, является организация досуга молодежи.