Экономическая ситуация в стране ведет к расслоению общества, к появлению богатых семей, среднеобеспеченных и бедных. Причем, наблюдается рост обедневших семей.
Социализация инвалида — процесс освоения инвалидом социально значимых норм, ценностей, стереотипов поведения.
Социальная реабилитация — это комплекс мер, направленных на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде.
Круг проблем, с которыми сталкиваются многодетные семьи, весьма широк и разнообразен. Для того, чтобы оказать им реальную помощь, социальный педагог должен, во-первых, выявить эти семьи и их проблемы, а во-вторых, определить очередность их решения в соответствии со степенью актуальности для каждой конкретной семьи.
В описываемой ситуации методом анкетирования, беседы и анализа сведений из официальных источников социальным педагогом выявлены следующие проблемы многодетных семей:
1. Низкая материальная обеспеченность (75% из 12 семей).
2. Отсутствие доверительных отношений между членами семьи (42%).
3. Проблемы с выплатами детских пособий (46%).
4. Хронические заболевания членов семьи (51%).
5. Эмоционально-напряженная атмосфера в семье (13%).
6. Неуспеваемость школьников в учебе (25%).
7. Плохая адаптация к среде сверстников (в основном дети с 7 до 19 лет – 31%).
8. Неорганизованный отдых или отсутствие такового вообще (71%).
9. Незнание своих социальных льгот и прав как членов многодетных семей (18%).
10. Полное отсутствие полового воспитания детей-подростков (9%).
11. Неумение найти для семьи дополнительный заработок детьми-подростками и их родителями (70%).
Реальная помощь социального педагога этим 12 многодетным семьям может быть следующей:
· Организация встреч родителей со специалистами-психологами, медицинскими работниками и работниками правоохранительных органов по решению проблем организации труда и быта, здорового образа жизни.
· Психолого-педагогическая помощь и образование родителей (педагогический всеобуч).
· Организация семейных клубов, школ семейной жизни, воскресных школ.
· Психологическая коррекция семейных отношений в процессе семейного психологического консультирования.
· Подбор специальной литературы по вопросам полового воспитания детей, медицинским проблемам.
· Правовое просвещение в многодетных семьях.
· Консультации по вопросам профессиональной ориентации подростков.
· Психотерапевтическая и психиатрическая помощь матерям и другим членам семьи.
· Организация социальным педагогом благоприятной социальной среды в семьях.
· Создание производственных участков с целью обеспечения условий для получения детьми некоторых профессиональных навыков.
· Обогащение выбора форм и видов досуговой деятельности в учебных заведениях и по месту жительства, секции, кружки, «группы встреч».
· Квотирование рабочих мест для подростков, что является важным условием эффективного успешного функционирования ребенка в социуме.
· Организация системы допрофессионального образования и дополнительного социального образования подростков и молодежи из многодетных семей (курсы лекций по психологии, организация здорового образа жизни, курс планирования карьеры, домоводства, тренинги общения, самопознания, занятия по обучению рациональному использованию времени).
· Ознакомление со службой экстренной психологической помощи. («Телефон доверия» оказывает заочные психологические услуги детям, подросткам и родителям, испытывающим трудности в общении и воспитании ребенка. Дети и их родители могут позвонить по телефону доверия для снижения психологического дискомфорта и укрепления чувства психологической защищенности).
Одной из актуальных проблем деятельности культурно - досуговых учреждений на пути решения данной задачи, является организация досуга молодежи.