Экономическая ситуация в стране ведет к расслоению общества, к появлению богатых семей, среднеобеспеченных и бедных. Причем, наблюдается рост обедневших семей.
Социализация инвалида — процесс освоения инвалидом социально значимых норм, ценностей, стереотипов поведения.
Социальная реабилитация — это комплекс мер, направленных на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде.
Советы самоуправления организуют очистку склонов оврагов, берегов прудов, озеленяют пустыри в микрорайонах по договорам с муниципальным управлением по экологии и природопользованию. По договорам с городским центром занятости населения советы самоуправления организуют общественно полезную работу для безработных и летнюю занятость подростков.
Для софинансирования проектов и решения социальных вопросов микрорайонов активно привлекаются спонсоры. Все советы самоуправления ведут учет средств как финансовых, так и материальных, оцененных в денежном эквиваленте. Эти показатели доводятся до всех членов советов на отчетных конференциях, отражаются в ежеквартальных отчетах в администрацию. Подлежит оценке и главный ресурс и достояние совета самоуправления - труд волонтеров, «добровольцев», энтузиастов.
Одним из основных показателей экономической эффективности действия советов самоуправления является привлеченность средств: соотношение бюджетных средств, которые выделяются на поощрение активных советов самоуправления, к средствам, привлеченным по различным программам, мероприятиям, проводимым в рамках деятельности советов самоуправления.
В целом, по городу Перми советами самоуправления в общей сложности было привлечено в 1998 году - 1815 тыс. рублей, в 1999 году - 2752 тыс. рублей, в I полугодии 2000 года - 2700 тыс. рублей. Таким образом, один бюджетный рубль, вложенный в территориальное общественное самоуправление, привлекает от 6,0 до 6,7 рублей. Интересный и очень наглядный показатель.
Эффективность.
Советы самоуправления активно участвуют в решении конкретных социальных проблем города, причем, помимо улучшения микроклимата и взаимоотноше- ний в микрорайонах, работа советов дает экономический эффект. Для успешной работы на территории советы самоуправления привлекают спонсорские средства и используют безвозмездный труд граждан. В 2000 году соотношение перечисленных бюджетных и привлеченных средств по-прежнему составило 1: 6,5 (в целом привлечено 5,5 млн. рублей). Если в 1999 году приоритетными статьями расходования привлеченных средств были благоустройство и адресная социальная защита, то в 2000 году - основными сферами вложения средств для советов самоуправления стали благоустройство, создание новых рабочих мест, общественная безопасность, спорт, культура, развитие самоуправления.
В городе существует система непрямого финансирования советов самоуправления. Во-первых, существуют различные льготы: советы самоуправления имеют самую низкую арендную плату за помещения в городе (ниже общественных организаций инвалидов и др.); налог на землю также один из самых низких, потому что в стоимость аренды помещений входит и плата за землю под зданием. Во-вторых, в рамках городской целевой Программы поддержки общественного самоуправления и общественных инициатив проводятся различные учебные мероприятия, семинары (с привлечением специалистов из Москвы и других регионов) по обучению фандрайзингу, основам управления и бухгалтерского учета в общественных организациях, осуществляется информационная поддержка советов самоуправления через издание и распространение специальных брошюр, в том числе, методических пособий.
Таким образом, в городе сложилась система конструктивных партнерских взаимоотношений между органами местного самоуправления и советами самоуправления.
Идеология взаимоотношений Пермской городской Думы, администрации города (в том числе ее структурных подразделений - администраций 7 городских районов) и органов территориального общественного самоуправления - партнерство, соучастие в решении социальных проблем территорий, которое строится на принципах приоритетов интересов населения, равноправия и публичности.
Участие в конкурсах.
Быстрыми темпами в городе Перми развивается конкурсная система распределения средств среди советов самоуправления и общественных организаций и финансирование проектов советов самоуправления по решению социальных проблем территории. Советы в рамках своей деятельности начинают переходить к программно-целевому методу работы. Наличие проекта, конкретных мероприятий, четких целей и задач - все это удобнее и для самих советов, и для их потенциальных спонсоров и партнеров. Такому подходу советы обучаются в процессе подготовки проектов на городской конкурс.
Одной из актуальных проблем деятельности культурно - досуговых учреждений на пути решения данной задачи, является организация досуга молодежи.