Экономическая ситуация в стране ведет к расслоению общества, к появлению богатых семей, среднеобеспеченных и бедных. Причем, наблюдается рост обедневших семей.
Социализация инвалида — процесс освоения инвалидом социально значимых норм, ценностей, стереотипов поведения.
Социальная реабилитация — это комплекс мер, направленных на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде.
Эти и другие тенденции, например, построение разнообразных контактов с общественными организациями, государственными и административными структурами, активная рекламная деятельность и другие мероприятия, подчеркивающие важность данной области, являются свидетельством достаточной сформированности системы психологической телефонной помощи.
Можно выделить первую модель «Телефонов доверия», исходя из задач, стоящих перед службой, как модель оказания психологической помощи по телефону.
По мере становления служб «Телефон доверия» наблюдается их дифференциация:
· по ориентации на ту или иную «аудиторию» (по «возрастному», «проблемному» или «социальному» критерию);
· по основному методу работы (телефонная психотерапия, телефонное консультирование, «дружеская помощь»);
· по их статусу (государственные, частные, муниципальные, благотворительные);
· по кадровому составу («профессиональные», «волонтерские»).
Наиболее принципиальное деление проводится по линии профессиональная – волонтерская модель. Это не просто модели – это две позиции в понимании сущности «Телефона доверия» в развитии современного телефонного движения.
В рамках «волонтерской модели» в последнее время выделяют «подростковые Телефоны доверия», или так называемые «сверстниковые линии», когда в качестве волонтеров – консультантов выступают подростки, прошедшие специальную подготовку.
Вначале такие «Телефоны доверия» получили интенсивное распространение в Южной Корее, Японии, Тайване, Малайзии, Новой Зеландии и других странах этого региона, а со временем стали появляться в Америке, Европе, в том числе, и в России.
Анализ профессиональной и волонтерской модели в практике деятельности российских «Телефонов доверия» показывает, что практически 100% центров телефонной помощи построены по профессиональному принципу.
Еще одним из критериев выделения различных моделей деятельности «Телефонов доверия» является их дифференциация по ориентации на ту или иную «аудиторию» (по «возрастному», «проблемному» или «социальному» критерию.
Второй моделью «Телефонов доверия», исходя из задач, стоящих перед службой, стали телефонные службы различных государственных организаций и ведомств. Создающиеся при них «Телефоны доверия» должны в первую очередь по замыслу организаторов способствовать эффективному выполнению задач организации или ведомства, например, Федеральной службы безопасности, Управления внутренних дел, наркологического диспансера и т.п. Такие государственные, профессиональные службы «Телефонов доверия» в основном ориентированы на получение от населения необходимой информации, на консультирование населения по вопросам деятельности организаций или ведомств.
Третьей моделью «Телефонов доверия» в России стали временно создаваемые службы для реализации конкретных политических задач, например, для проведения предвыборной кампании. «Телефон доверия президента» собирает сведения о выплате пенсий по стране в течение определенного заранее ограниченного времени. При этом как существовали, так и существуют телефоны приемных, по которым граждане могут позвонить в любое время
Итак, рассмотрев различные подходы и модели «Телефонов доверия» в России и за рубежом, необходимо отметить, что, несмотря на вышеуказанные различия в организации служб «Телефонов доверия», в подготовке персонала, в работе с абонентами важно учитывать следующие общие закономерности:
1. На «Телефон доверия» может обратиться каждый, от ребенка до пожилых людей, вне зависимости от статуса, социального положения, материального достатка и т.п.
Одной из актуальных проблем деятельности культурно - досуговых учреждений на пути решения данной задачи, является организация досуга молодежи.