Экономическая ситуация в стране ведет к расслоению общества, к появлению богатых семей, среднеобеспеченных и бедных. Причем, наблюдается рост обедневших семей.
Социализация инвалида — процесс освоения инвалидом социально значимых норм, ценностей, стереотипов поведения.
Социальная реабилитация — это комплекс мер, направленных на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде.
Генезис формирования личности террориста диаметрально противоположен нормальному сценарию социализации человека, где вершиной жизни является самореализация в творческом созидательном процессе (искусство, медицина, архитектура, педагогика и т.п.). Для террориста главной целью является разрушение созданного другими людьми, массовая гибель людей, которая сопровождается массовой эмоцией ужаса. Таким образом, деятельность террористов принимает характер деструктивной самореализации. При этом через отрицание зарождается новая умозрительная концепция уверенности в своей правоте, которая сводит к минимуму возможности позитивного воздействия на террористическую группу и отдельного террориста.[6]
Так же можно рассмотреть детерминанты девиантного поведения преступной личности. Социальные факторы — это процессы функционирования общества, потенциально обусловливающие девиантное поведение его членов. В социологии они изучаются в рамках различных вариантов теорий аномии, социальной дезинтеграции (дезорганизации), социального неравенства, концепции стигматизации, в радикальной криминологии. Социально-психологические детерминанты девиантного поведения связываются с процессами социализации индивидов в группах ближайшего окружения и группового давления. Под биологическими предпосылками отклонений понимается генетическая предрасположенность к ним, пол, возраст, состояние здоровья индивидов. Ситуационные факторы могут влиять на социальное поведение двояко: вынуждать или располагать к отклонениям. Поэтому среди ситуационных следует выделить факторы экстремальности и благоприятствующие факторы (последние интерпретируются, например, в теории рационального выбора). Выделенные факторы воздействуют на формирование и функционирование психики индивидов и психологии групп. Влияя на психику индивидов, они могут приводить к психическому неблагополучию. Поэтому девиантное поведение возможно как в психической норме, так и в психической патологии. В динамическом аспекте возникновение девиантного поведения можно представить следующим образом. Исходным пунктом для большинства девиаций (хотя, возможно, и не самым значимым) являются биологические факторы. Затем в процессе социализации индивиды (через социальные институты, средства массовой информации, конкретных агентов социализации) интериоризируют ценности и нормы своей культуры и субкультур референтных групп. В случае отсутствия, противоречивости или девиантности норм социализация оказывается слабой, формируются особенности личности или психологии группы отклоняющейся направленности, могут проявиться и патологические особенности. В результате социальных потрясений могут наблюдаться также явления десоциализации и ресоциализации (в различной степени успешные). Затем в определенных ситуациях происходят первичные, а затем и вторичные отклонения, приводящие к стойкой девиантности.
Детерминанты девиантного поведения, как правило, действуют комплексно. Однако применительно к конкретным отклонениям можно выделить и наиболее значимые из них. Наконец, различные виды девиаций сами могут обусловливать друг друга, хотя эти связи достаточно сложны. В ряде случаев одно негативное социальное явление усиливает другое, в ряде других — ослабляет его.
Одной из актуальных проблем деятельности культурно - досуговых учреждений на пути решения данной задачи, является организация досуга молодежи.