Экономическая ситуация в стране ведет к расслоению общества, к появлению богатых семей, среднеобеспеченных и бедных. Причем, наблюдается рост обедневших семей.
Социализация инвалида — процесс освоения инвалидом социально значимых норм, ценностей, стереотипов поведения.
Социальная реабилитация — это комплекс мер, направленных на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде.
Технологии социального проектирования предусматривают два вида алгоритмов: алгоритм разработки социального проекта и алгоритм управления проектом со стороны руководителя.
Алгоритм разработки социального проекта, направленного на апробацию инновационной социальной технологии, включает в себя ряд обязательных этапов (шагов)[20]:
1) инициация проекта. Главной целью является определение необходимости внедрения инноваций или изменений.
Именно на первом этапе определяется актуальность проекта – проблемное поле и целевая аудитория, выявляются ее потребности и формулируется основное противоречие, требующее своего разрешения в ходе реализации проекта;
2) планирование проекта – формулирование главной цели и задач, на решение которых направлена реализация проекта;
3) проведение SWOT-анализа, т. е. определение сильных и слабых сторон объекта в достижении поставленной цели на момент разработки проекта, а также определение возможностей, возникающих при реализации проекта, и осознание угроз, возникающих в ходе реализации проекта, и способов их минимизации;
4) определение необходимости проекта –
формулирование возможных последствий «незапуска» проекта;
5) определение основных принципов реализации проекта относительно поставленной цели;
6) описание сути социальной технологии, предлагаемой для достижения поставленной цели проекта (цель, задачи, решаемые в ходе отработки технологии, «шаги» или этапы технологии, формы и методы ее реализации, определение параметров результативности технологии);
7) определение жизненного цикла проекта и этапов его реализации (каждый этап включает временные сроки, задачи, результаты и условия реализации, т. е. составляется календарный и ресурсный планы проекта);
8) разработка критериев результативности проекта.
Алгоритм управления проектом со стороны руководителя представляет собой цикл управленческих функций:
1) планирование проекта, в том числе в начале проекта – определение ресурсного обеспечения, выбор проектной команды и их мотивация (определение «руководителя проекта» («руководителя проектной группы») и наделение его необходимыми полномочиями по управлению командой, четкое распределение рабочего времени сотрудника между основными функциональными обязанностями и обязанностями в рамках проекта), в дальнейшем – более детальное планирование проекта с учетом текущей ситуации;
2) организация работы по реализации проекта, либо координация работы (в рамках выделенных средств, в соответствии с поставленными задачами, в поставленные сроки);
3) контроль реализации каждого этапа проекта, т. е. сбор фактических данных о ходе работ и сравнение их с плановыми (в том числе в рамках проведения совещаний с проектной командой, отчетов руководителя проекта на аппаратных совещаниях или заседаниях методических / педагогических советах, прямых наблюдений, интервью, обзоров документов и т. п.);
4) анализ результатов реализации каждого этапа проекта, в том числе анализ возможного влияния отклонений на ход реализации проекта в целом и выработка соответствующих управленческих решений;
5) внесение, в случае необходимости, корректив в существующие планы реализации проекта (в том числе за счет добавления ресурсов, перераспределения ресурсов, расширения масштаба / цели проекта, сужения масштаба / цели проекта, корректировки технологии, усиления мотивации персонала, изменения состава проектной команды, помощи проектной команде – совет, рекомендация, тренинг, «мозговой штурм», перераспределение обязанностей и т. п.).
На этапе завершения проекта проводится детальный анализ достигнутых результатов, определяются дальнейшие перспективы проекта, в том числе внедрение в деятельность учреждения отработанных технологий через обучение им соответствующих специалистов либо отказ от технологии как неперспективной.
Одной из актуальных проблем деятельности культурно - досуговых учреждений на пути решения данной задачи, является организация досуга молодежи.