Экономическая ситуация в стране ведет к расслоению общества, к появлению богатых семей, среднеобеспеченных и бедных. Причем, наблюдается рост обедневших семей.
Социализация инвалида — процесс освоения инвалидом социально значимых норм, ценностей, стереотипов поведения.
Социальная реабилитация — это комплекс мер, направленных на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде.
Профессионализм – это умение владеть современным содержанием и современными средствами решения профессиональных задач.
Профессионализм в социальной работе – это постоянно поддерживаемые на высоком уровне знания, умения и навыки специалиста, обеспечивающие квалифицированное содействие людям в разрешении их жизненных проблем, достижение высокого качества труда и результатов.
Профессионализм социального работника характеризуется наличием у него:
· профессионального призвания;
· глубокой мотивации к выполнению труда в различных его модификациях;
· духовно-нравственных качеств, склонности к работе с людьми, социально- генетической предрасположенности к работе с человеком;
· профессионального мастерства;
· объективно-критического отношения к своей деятельности;
· профессиональной гордости как социально-психологического состояния личности.
С точки зрения профессиональной подготовки работников учреждений социального обслуживания можно разделить на специалистов и неспециалистов. Специалисты социальных служб имеют высшее и среднее профессиональное образование - профильное и непрофильное. Неспециалисты, т. е. вспомогательный обслуживающий персонал, следует подразделить на три группы: квалифицированные, полуквалифицированные и неквалифицированные работники. Все они, как показывает практика, имеют различный уровень профессиональной квалификации, профессиональной подготовки и профессионального мастерства. К сожалению, надо признать, что далеко не все работники социальных служб, занимающие должности специалистов по социальной работе, могут успешно выполнять должностные обязанности, обладают профессиональным мастерством, достаточным для успешного решения проблем клиентов социальных служб, т. е. далеко не все являются профессионалами.
Становление профессионализма всегда начинается с профессиональной подготовки и воспитания специалистов, поэтапного формирования системы практических навыков системы социальной работы и профессионального мастерства. Без профессионального мастерства невозможна организация индивидуальных социальных услуг с целью разрешения трудной жизненной ситуации клиента и обеспечения социально-психологической гармонии его функционирования.
Профессиональное мастерство как составная часть профессионализма в социальной работе представляет собой совокупность следующих качеств специалиста, отражающих степень его квалификации, уровень знаний и навыков в осуществлении комплекса мер по социальной защите населения:
· высокая квалификация работника, прошедшего специализированную подготовку и обучение, обладающего устойчивыми навыками в области работы с разными категориями населения, умело и эффективно применяющего на практике современные технологии в области социальной работы;
· высокая компетентность и соответствие действий требованиям государственных стандартов в области социального обслуживания;
· максимальное использование знаний, умений в области социальной работы в сочетании с индивидуальными способностями;
· надёжность и ответственность, адекватная реакция на социально-экономические изменения в обществе;
· умелое использование достижений социальных наук и социальных технологий для гармонизации отношений в социуме;
· умение завоёвывать доверие клиентов и коллег, отзывчивость, влияние на людей, рефлексивный подход к клиенту и его проблемам.
Иными словами, профессиональное мастерство – это уровень овладения индивидом своей специальностью, своей профессией; это показатель приобщения работника социальной службы к профессионализму в социальной работе.
Одной из актуальных проблем деятельности культурно - досуговых учреждений на пути решения данной задачи, является организация досуга молодежи.