Экономическая ситуация в стране ведет к расслоению общества, к появлению богатых семей, среднеобеспеченных и бедных. Причем, наблюдается рост обедневших семей.
Социализация инвалида — процесс освоения инвалидом социально значимых норм, ценностей, стереотипов поведения.
Социальная реабилитация — это комплекс мер, направленных на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде.
Напряженные межнациональные и межэтнические отношения стали реальностью в некоторых регионах России, где нередко возникают кровавые столкновения, на многие десятилетия вперед программирующие неприязненные отношения между людьми разных этнических групп. Серьезные этнические и социальные конфликты и напряженность отмечаются в различных странах и регионах, поэтому изучение опыта развитых стран мира по предотвращению такого развития событий жизненно необходимо для решения аналогичных вопросов в нашей стране.
Исследование международного опыта показывает, что в работе с мигрантами решающую роль играет миграционная правительственная политика, практическое выполнение которой во всех сферах государственной и общественной деятельности обеспечивает четко сформулированная программа по вопросам межобщинных отношений.
Установление добрых межобщинных отношений предполагает предоставление иммигрантам прочного правового статуса и равных возможностей для их участия в различных сферах жизни общества. Только на этой основе могут развиваться равноправные межнациональные отношения и жизнедеятельность диаспоры. Основываясь на опыте других стран, можно сделать вывод, что политика и технология по вопросам этнических отношений и работы с мигрантами в обязательном порядке должны быть сформированы с учетом ряда принципов:
• во-первых, следует исходить из предположения, что большинство иммигрантов останутся на постоянное (или продолжительное) жительство в принимающей стране и что они могут внести немаловажный вклад в ее экономику;
• во-вторых, необходимо осознавать решающую роль органов государственной власти в содействии адаптации и интеграции иммигрантов и в развитии добрых межобщинных отношений; это, в свою очередь, дает основание предполагать, что будет обеспечена законодательная база для мер, направленных на достижение равенства возможностей, борьбу с дискриминацией мигрантов и в необходимых случаях осуществление успешной интеграции иммигрантов. С другой стороны, необходимо поощрять иммигрантов развивать в себе чувство принадлежности к новому обществу; властные структуры и общественные организации должны воспринимать иммигрантов и их лидеров как необходимых партнеров в деле установления межобщинных отношений;
• в-третьих, следует сознавать, что интеграция и установление добрых отношений между местным населением и мигрантами — это процесс, рассчитанный на длительный период. Международные конвенции и опыт ряда стран подтверждают, что иммигранты, прожившие долгий срок в принимающей стране, особенно те из них, кто в ней родился, должны иметь возможность без труда получить ее гражданство, что явилось бы наиболее эффективным методом развития у них чувства принадлежности к обществу, в котором они живут.
В условиях обострения миграционной ситуации очень важно учредить в местах сосредоточения иммигрантов официальные органы, которые занимались бы осуществлением и координацией действий, направленных на достижение мигрантами равных возможностей, их интеграцию и ассимиляцию. Правовые средства борьбы с дискриминацией должны дополняться другими средствами, особенно в области образования и информации, направленными на решение конкретных проблем различных категорий мигрантов в стране пребывания.
Правительственным структурам необходимо предпринимать действенные меры вместе с работодателями и профсоюзами для достижения фактического равенства возможностей мигрантов и местного населения. Заслуживают всяческой поддержки те органы власти субъектов Федерации, которые берут на себя ответственность за обеспечение и содержание в порядке достаточного количества жилья за умеренную плату путем применения различных механизмов. Борьба против дискриминации в жилищном вопросе на основе правовых норм и социальных мер также имеет важное значение.
Международная практика свидетельствует о том, что принудительная концентрация иммигрантов в определенных городских кварталах или сельских населенных пунктах, которая равносильна сегрегации, превращению указанных мест в гетто, нежелательна. Одновременно и насильственное рассредоточение иммигрантов вызывает у прибывших сомнение, настороженность, недоверие к властям. Быстрое рассредоточение прибывших иммигрантов небесспорно с точки зрения обеспечения сбалансированного социального состава населения в определенных районах и городах. Более конструктивным является восстановление запущенных кварталов, в которых иммигранты имеют тенденцию концентрироваться, с целью сделать их более привлекательными для всего населения в целом. Необходимо учитывать все более возрастающее этническое и культурное многообразие населения в определенных регионах и стране в целом. Устранение дискриминации и удовлетворение потребностей мигрантов будут более эффективным, если штат миграционной службы комплектовать также из лиц иммигрантского происхождения. Именно из опыта развитых стран можно многое почерпнуть с целью разработки подходящих центральных и местных структур, общенациональных, региональных и муниципальных программ, которые позволили бы хотя бы смягчить межнациональные и этнические конфликты в нашей стране и облегчить участь наших соотечественников за рубежом.
Одной из актуальных проблем деятельности культурно - досуговых учреждений на пути решения данной задачи, является организация досуга молодежи.