Экономическая ситуация в стране ведет к расслоению общества, к появлению богатых семей, среднеобеспеченных и бедных. Причем, наблюдается рост обедневших семей.
Социализация инвалида — процесс освоения инвалидом социально значимых норм, ценностей, стереотипов поведения.
Социальная реабилитация — это комплекс мер, направленных на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде.
В настоящее время в нашей стране сложилась парадоксальная ситуация, когда общая численность детского населения сокращается, а популяция детей с проблемами в психофизическом развитии растёт. Анализ статистики за последние 2 года показывает, что число таких детей только в нашей области увеличилось с 2832 до 8979 человек.
Таким образом, решение проблем таких детей относится к числу острых и актуальных задач социальной работы и ставит специалистов перед необходимостью как можно более ранней диагностики умственных отклонений.
Результаты исследований и практика свидетельствуют о том, что любой человек, имеющий дефект развития, может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно, обеспечивать себя в материальном отношении и быть полезным обществу.
К сожалению, в настоящее время в России социальная работа с детьми, имеющими отклонения в умственном развитии находиться в стадии формирования. Этим и определяется актуальность исследования
.
Вопросами помощи умственно отсталым детям занимались Маллер А.Р., Цикото Г.В., Мастюкова Е.М.
Объект исследования
- процесс социальной работы с детьми, имеющими отклонения в умственном развитии.
Предмет исследования
- организация деятельности специалиста по социальной работе в решении проблем детей с отклонениями в умственном развитии.
Гипотеза исследования
. Дети, имеющие отклонения в умственном развитии нуждаются в социальном воздействии, направленном на восстановление социальных функций организма.
Цель исследования
- изучение технологий социальной работы с детьми, имеющими отклонения в умственном развитии.
Для достижения поставленной цели исследования потребовалось решить следующие задачи
:
1. Проанализировать и систематизировать теоретические источники по рассматриваемой проблеме.
2. Выявить социальные проблемы детей с отклонениями в умственном развитии.
3. Определить основные технологии социальной работы с детьми, имеющими отклонения в умственном развитии.
4. Изучить формы и методы социальной работы с такими детьми.
5. Проанализировать опыт социальной работы с детьми, имеющими отклонения в умственном развитии.
6. Определить пути совершенствования социальной работы с такими детьми.
Методы исследования
:
анализ и обобщение источников по проблеме исследования;
наблюдение.
Практическое значимостьработы заключается в том, что она может быть использована в деятельности специалиста по социальной работе с детьми, имеющими отклонения в умственном развитии в различных учреждениях социальной защиты населения, т.к в данной курсовой работе рассмотрены теоретические и практические аспекты социальной работы с умственно отсталыми детьми.
Структура исследования.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты проблемы социальной работы с детьми, имеющими отклонения в умственном развитии. Она включает в себя рассмотрение социальных проблем таких детей, технологий, форм и методов социальной работы. Вторая глава включает в себя анализ опыта социальной работы различных учреждений для умственно отсталых лиц, а также пути совершенствования социальной работы с такими детьми.
Одной из актуальных проблем деятельности культурно - досуговых учреждений на пути решения данной задачи, является организация досуга молодежи.