Экономическая ситуация в стране ведет к расслоению общества, к появлению богатых семей, среднеобеспеченных и бедных. Причем, наблюдается рост обедневших семей.
Социализация инвалида — процесс освоения инвалидом социально значимых норм, ценностей, стереотипов поведения.
Социальная реабилитация — это комплекс мер, направленных на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде.
По принципу интеграции уже строится обучение таких детей в ряде школ различных регионов нашей страны: в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Саратове, Кургане и др.
Необходимость интегрированного обучения возникла в связи с увеличением количества детей, испытывающих трудности в усвоении учебного материала. По разным причинам такие дети не имеют возможности обучаться в специальных коррекционных школах. Поэтому в данной школе были созданы условия для проведения целенаправленной работы по организации обучения каждого ребёнка независимо от степени его отклонения в умственном развитии. Высого качества онлайн магазин мотоэкипировки тут. Большой выбор и хорошее качества!
На базе класса, обучающегося по традиционной программе, была создана группа детей, имеющих отклонения в умственном развитии, которые обучаются по программам специальной коррекционной школы. Уроки строятся интегрировано, одновременно в двух классах. Дети занимаются по традиционным и специальным учебникам. Занятия строятся с учётом психологии умственно отсталых детей. Обучение детей в режиме интегрированного обучения ведётся на основании заключения областной психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).
С множеством трудностей пришлось столкнуться в первый год организации этой группы. Было проведено родительское собрание, где родителей познакомили с положением об открытии коррекционной группы и рассказали о преимуществах обучения детей с особыми образовательными потребностями в таком классе. Необходимо было убедить родителей, что это в их интересах и в интересах их детей.
Кроме того, необходимо было создать правильное отношение всех детей к такой группе, провести диагностику и правильно спланировать предстоящую работу.
Учителя, работающие с такими детьми прошли необходимую курсовую подготовку в институте повышения квалификации и переподготовки работников образования (ИПКиПРО) по проблеме “Интегрированное обучение детей младшего школьного возраста с особыми образовательными потребностями”, изучили психологические особенности умственно отсталых детей, нормативно - правовые документы по организации обучения таких детей, посетили консультации в специальных коррекционных школах.
В своей деятельности по обучению таких детей они тесно сотрудничают с психологом школы, который активно проводит диагностику, а также занимается коррекцией их дефектов.
Диагностика начинается уже с детского сада, где психолог, взаимодействуя с воспитателями, выявляет детей с отклонениями в умственном развитии и информирует об этом родителей. Диагностика продолжается и в процессе интегрированного обучения. Она направлена на изучение медико-психологических, возрастных, личностных особенностей детей, их способностей, интересов, отношения к школе, учебе, поведения, круга общения, позитивных и негативных влияний в структуре личности ребенка. Чрезвычайно важно изучать социальный профиль семьи ребенка (если она имеется), взаимоотношения родителей или родственников и детей, что позволит в дальнейшем прогнозировать влияние родных и близких на ребёнка.
Коррекция включает в себя мероприятия по развитию моторики, мышления, речи, внимания, памяти и основывается на следующих принципах:
Единство коррекции и развития. Это значит, что решение о необходимости коррекционной работы принимается только на основе психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребёнка.
Единство возрастного и индивидуального в развитии. Это означает индивидуальный подход к ребёнку в контексте его возрастного развития. Коррекционная работа должна быть ориентирована на некий образец, норму нормального развития, но не должна своей целью ставить “подгонку" под этот ориентир каждого ребёнка именно сейчас, в данный момент.
Единство диагностики и коррекции развития. Задачи коррекционной работы могут быть поняты и поставлены только на основе полной диагностики и оценки ближайшего вероятностного прогноза развития.
Деятельный принцип осуществления коррекции. Этот принцип основан на признании того, что именно активная деятельность самого ребёнка является движущей силой развития, что на каждом этапе существует так называемая ведущая деятельность, и для первоклассников это - игра и учение.
Результаты не заставили себя долго ждать. С первых же дней дети смогли самостоятельно справиться с заданиями. Постепенно у них появился интерес к получению знаний, стали формироваться навыки учебной деятельности, самостоятельности. Результаты контрольных работ показывают, что дети вполне усваивают специальную программу. Успеваемость составляет - 100%, качество - 50%, средний балл - 3,5.
Приведённые примеры реализации интегрированного обучения детей с отклонениями в умственном развитии свидетельствует о том, что данная форма обучения является оптимальной для многих детей с ограниченными возможностями, не исключая при этом и подготовку детей с более тяжёлыми формами в специальных образовательных учреждениях. Однако, чтобы создать для этого благоприятные условия, требуются значительные материальные затраты, а также определённые физические и моральные усилия.
Одной из актуальных проблем деятельности культурно - досуговых учреждений на пути решения данной задачи, является организация досуга молодежи.