Экономическая ситуация в стране ведет к расслоению общества, к появлению богатых семей, среднеобеспеченных и бедных. Причем, наблюдается рост обедневших семей.
Социализация инвалида — процесс освоения инвалидом социально значимых норм, ценностей, стереотипов поведения.
Социальная реабилитация — это комплекс мер, направленных на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде.
С конца ХХ века в сферу внимания социологов и социальных работников стали попадать представители слоя богатых. Их обращения к социальным работникам связаны с внутрисемейными отношениями, кризисом смысложизненных ориентаций. Стала очевидной необходимость социальной и психологической поддержки этой группы.
Система социальной работы призвана обеспечивать решение наиболее острых социальных проблем, ранжирование которых выступает в качестве основы выявления социальных приоритетов, без чего невозможны квалифицированные управленческие решения, использование эффективных социальных технологий.
в) Исследование половозрастной структуры населения. Половозрастную структуру можно представить как систему взаимосвязанных половозрастных групп, различающихся ролями в естественном воспроизводстве населения, а соответственно и в общественном производстве. В качестве таких групп можно рассматривать: детей и подростков до 15 лет; молодежь 16–29 лет (с разделением на мужчин и женщин); население старшего фертильного возраста (женщин 30–39 лет и мужчин 30–44 лет); население старшего трудоспособного возраста (женщин 40–54 лет и мужчин 45–59 лет); население старше трудоспособного возраста.
Повышенного внимания сегодня заслуживает процесс гендерной асимметрии и связанное с этим положение женщин и мужчин во всех сферах социальной жизни. Так, например, в Республике Беларусь более 60% из числа нуждающихся в трудоустройстве – женщины. За период реформ уровень экономической активности белорусских женщин снизился во всех возрастных группах (в группе 25–49 лет – с 80% в 1991 г. до 64% в 2003 г.). Между мужской и женской безработицей выделяют ряд качественных различий. Большинство безработных мужчин достаточно быстро находят новую работу, в то время как основная масса женщин теряет ее надолго. В случае потери работы мужчины гораздо более активны на рынке труда и не прекращают попыток трудоустройства. В то же время женщины часто прекращают поиск работы, переходя тем самым в состав экономически неактивного населения. Однако при условии равной степени активности мужчин и женщин вероятность трудоустройства у мужчин будет гораздо более высокой. Это объясняется предпочтениями работодателей относительно найма мужской рабочей силы.
Анализ гендерных особенностей поведения мужчин и женщин в современных условиях показывает, что мужские стратегии ориентированы на активизацию оплачиваемой занятости, основаны на независимом действии, эмоциональной устойчивости и самоэффективности. Типичное женское поведение в трудной жизненной ситуации можно охарактеризовать как пассивное, ориентированное на выживание и поиск внешней поддержки. Женщинам свойственно не столько преодоление трудностей жизненной ситуации, сколько приспособление к ней.
Важна роль социологического анализа возрастных различий, определяющих специфику социальной помощи людям разного возраста, особенно пожилым и старым. В Беларуси доля пожилых людей в 2001 г. составила 19,1%. Специалисты по социальной работе должны учитывать, что еще не одно поколение пожилых до глубокой старости будет сопровождать социально-психологическое гендерное неравенство, преобладание в общественном сознании нашего общества парадигмы «доживания», которая является несправедливой, малопродуктивной, недальновидной, осложняющей выработку и реализацию оптимальной социальной политики. Социальные службы должны не только защищать и поддерживать, но и ориентировать пожилых людей на сохранение и развитие их социальной субъектности.
Использование социологии в деятельности социальных работников ориентирует их на междисциплинарное осмысление проблем представителей разных половозрастных групп. Это способствует объединению структурной и психосоциальной работы, использованию в практике социальной работы интегративных моделей и технологий.
Качественные и количественные исследования в практике социальной работы. В исследовательской практике сегодня широко используются качественные и количественные подходы. Каждый исследователь выбирает свой аспект рассмотрения в зависимости от собственных воззрений и выбора наиболее адекватного способа изучения данного аспекта социальной действительности.
Качественное исследование проводится для изучения индивидуального аспекта социальной практики – реального опыта жизни конкретных людей в конкретных обстоятельствах. Это может быть история жизни одинокой пожилой женщины, бомжа, проститутки, история семьи наркомана, беспризорника и др. В качественном исследовании вместо систематической классификации и подсчета некоторых отобранных качеств исследователь опирается на собственную способность воспринимать свойства социального объекта как единое целое. Вместо того чтобы использовать разнообразные стандартизированные техники сбора данных, например, серии вопросов с жесткими вариантами ответов, он сам выступает в качестве измерительного инструмента. Первичные данные собираются в процессе наблюдения, глубинного интервью или обращения к личным документам. Длительные и тесные контакты с респондентами позволяют исследователю, сопереживая, уловить их восприятие действительности и мотивы их действий. Результаты поля представлены в виде неструктурированных текстовых материалов, содержащих оценочные высказывания людей о практике своей жизни.
Одной из актуальных проблем деятельности культурно - досуговых учреждений на пути решения данной задачи, является организация досуга молодежи.