Экономическая ситуация в стране ведет к расслоению общества, к появлению богатых семей, среднеобеспеченных и бедных. Причем, наблюдается рост обедневших семей.
Социализация инвалида — процесс освоения инвалидом социально значимых норм, ценностей, стереотипов поведения.
Социальная реабилитация — это комплекс мер, направленных на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде.
Традиционно формирование активного образа жизни проживающих в Талицком доме-интернате реализуется в лечебно-оздоровительном, психологическом и культурно-массовом направлениях деятельности. Талицкий дом-интернат осуществляет свою деятельность по формированию активного образа жизни по всем указанным направлениям.
Лечебно-оздоровительная деятельность включает в себя утренний комплекс лечебной физкультуры. Причём занятия ЛФК проходят под музыку. Фитотерапия проводится после сна: каждый день на полдник предлагается фиточай из лечебных трав, заготовленных самими пожилыми людьми. После дневного отдыха в зале дома-интерната медик включает лампу Чижевского. Проживающие охотно собираются в зале. В это же время им предлагается или просмотр телевизионных передач, или беседа медика о здоровом образе жизни, или чтение и обсуждение прочитанного из газет и журналов. Перед ужином желающие (под наблюдением младшей медицинской сестры, и по показаниям медика) могут заниматься на беговой дорожке и велотренажёре. Дом-интернат располагается на окраине села, окружённый лесами и полями. Ежедневные прогулки зимой и летом делают пожилые люди. Многие охотно собирают грибы и ягоды, делают заготовки на зиму.
В доме-интернате широко используется трудотерапия. С удовольствием пожилые люди помогают повару чистить картофель, лук, чеснок, морковь, свёклу. Летом приносят зелень с огорода. Талицкий дом-интернат имеет большой приусадебный участок, на котором с удовольствием работают и проживающие. Так как большинство из них жители сельской местности, то работа с землёй приносит им большое удовлетворение и радость. Желающие поработать на участке помогают цветоводу в посадке, поливке, прополке, подкормке овощных культур. С особой заботой ухаживают пожилые люди за клумбами и цветниками, которых вокруг дома-интерната очень много. Имеются на приусадебном участке плодовые деревья и кусты. На компоты и варенье для сбалансированного питания клиенты собирают ягоды, яблоки, клубнику. Всё это подаётся им к столу.
Желающие и не имеющие противопоказаний медика пожилые люди с удовольствием помогают на субботниках по уборке территории, укладке дров в поленницы, расчистке дорожек от снега. Оказывают они и посильную помощь в уборке урожая осенью: обрезают морковь, свёклу, лук, чеснок. Укладывают на просушку, сортируют на хранение.
Культурно-массовая работа, осуществляемая в доме-интернате, весьма обширна. Здесь имеется библиотека, выписываются газеты и журналы, проживающие пользуются цветным телевизором, видеомагнитофоном. Проводятся выставки и конкурсы, праздничные концерты. Ежегодно проводятся конкурсы «А ну-ка, бабушки!» и игра «Поле Чудес». Проводятся декады пожилых людей, инвалидов, празднование юбилеев, а также государственных праздников. (Приложение 4).
Жанровая характеристика досугового пространства пожилых людей, проживающих в доме-интернате, отражают традиционную эксплуатацию устоявшихся форм и методик. Можно выделить следующие формы организации культурно-массовой работы: торжества, связанные с государственными праздниками, праздничные обеды, совершение религиозных обрядов, просмотр кинофильмов, беседы, вечера отдыха, выставки, поздравления юбиляров, концерты.
Формирование активного образа жизни пожилых людей осуществляется в стационаре средствами психологической коррекции, медицинского сопровождения и развития самодеятельной активности.
Технологии психологической коррекции включают индивидуальные и групповые занятия, интерактивные и релаксационные формы, игры-тренинги, этические беседы о старости тела и молодости души, свободные беседы по обмену опытом поддерживания душевного здоровья. Проводятся циклы занятий, посвящённые таким оздоровительным технологиям, как «Помоги себе сам» по системе Нарбекова, система долголетия по С.А.Яковлеву (из газеты «Достоинство»). (Приложение 5).
Технологии развития самодеятельной активности проживающих в доме-интернате предусматривают организацию праздников, развлекательных программ; проведение концертов, вечеров, экскурсий. Тематика этих мероприятий отражает широкий круг разнообразных интересов пожилых людей:
Одной из актуальных проблем деятельности культурно - досуговых учреждений на пути решения данной задачи, является организация досуга молодежи.