Экономическая ситуация в стране ведет к расслоению общества, к появлению богатых семей, среднеобеспеченных и бедных. Причем, наблюдается рост обедневших семей.
Социализация инвалида — процесс освоения инвалидом социально значимых норм, ценностей, стереотипов поведения.
Социальная реабилитация — это комплекс мер, направленных на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде.
На вопрос «Как часто у Вас бывает свободное время, которое Вы можете посвятить своему любимому занятию?» большинство опрошенных склоняется к ответу «несколько раз в неделю». Среди ответов на вопрос «Чем Вы занимаетесь в свободное время?» 1-ые места занимают: посещение дискотек и баров, посиделки с друзьями, времяпрепровождение с любимым человеком.
На последних позициях сейчас находятся посещение кружков по интересам, рукоделие, домашнее хозяйство. Чтение книг и журналов, самообразование, просмотр телевизионных передач и походы в кино, театры и выставки находились и находятся постоянно в середине рейтинга предпочтений.
На вопрос , что для меня лучший отдых, рабочая молодежь и студенты сейчас все больше склоняются к ответам «быть одному» и «общаться только с близкими людьми», тогда как, у учащихся наоборот наблюдаем противоположную тенденцию, сегодня 89% опрошенных предпочитают активный отдых.
На вопрос «Достаточно ли в городе мест для удовлетворения ваших досуговых потребностей?» мнение не изменилось. По-прежнему число тех, кто считает, что «достаточно» (47 %), не многим больше тех, кто считает, что «недостаточно» (41 %).
Времяпрепровождение студентов 1-3 курсов и студентов старших курсов значительно отличается. Так, из младших треть занимается спортом, 20% посещают кинотеатры, 15% используют время для самообразования и около 64% посещают ночные клубы. К четвертому курсу верными спорту остаются только 12%, самообразованием продолжают заниматься 10%, интерес к кинотеатрам возрастает и посещает их уже треть студентов. 73% старшекурсников - активные посетители ночных клубов.
Зачем студенты ходят в ночные клубы? Основной мотив - тусовка (более 50%). Далее мотивы у девушек и молодых людей расходятся. Так, для девушек привлекательность ночных клубов определяется возможностью потанцевать. Сильная же половина предпочитает общение за стойкой бара, и чем старше студент, тем более выражен этот мотив.
Есть и те, кто не посещает ночные клубы вообще. Более 60% из них не любят громкую музыку, шумную обстановку, 40% ссылаются на нехватку времени, 15% не устраивают цены на входной билет или удаленность клубов от дома.
На вопрос "Что особенного в ночном клубе, который нравится вам больше всего?" - 40,4% ответили: музыка, дискотека, возможность потанцевать, 36,2% - друзья, особый контингент людей, 19% - дизайн, мебель, интерьер. У студентов 20-24-х лет друзья, особый контингент людей являются определяющим фактором симпатии к тому или иному клубу, в то время как для возраста 17-19 лет - возможность потанцевать, послушать музыку.
Самым существенным фактором оказалась музыка/светомузыка - для 63,8% это важно. Наиболее нейтральное отношение у студентов к наличию в ночном клубе бильярда, бара. С возрастом увеличивается роль имиджа ночного клуба.
Таким образом, в настоящее время, большинство студентов являются активными посетителями ночных клубов.
Наиболее популярными местами отдыха стали Сквер имени Карпова, Площадь победы, Городской парк культуры и отдыха , Театральная площадь, клубы «Тринити», «Сенатра», «Lampaclub», «Молодежный», кафе, кофейни, Парк им. К.Э. Циолковского.
Респондентам был задан вопрос «Что городские власти могли бы сделать для удовлетворения Ваших потребностей?». 42 % опрошенных просят построить новый бассейн, стадион, спортзал, 31% — организовать бесплатные клубы по интересам, 18% — создать молодежные организации, которые способствовали бы коллективному отдыху (например, туристические походы), 9% — создать структуры, позволяющие молодежи общаться с руководящими органами власти.
Если бы была возможность стать членом какой-либо организации, то молодежь бы выбрала организацию:
а) спортивной направленности 45%
б) творческой направленности 33%
Одной из актуальных проблем деятельности культурно - досуговых учреждений на пути решения данной задачи, является организация досуга молодежи.