Экономическая ситуация в стране ведет к расслоению общества, к появлению богатых семей, среднеобеспеченных и бедных. Причем, наблюдается рост обедневших семей.
Социализация инвалида — процесс освоения инвалидом социально значимых норм, ценностей, стереотипов поведения.
Социальная реабилитация — это комплекс мер, направленных на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде.
Пенсионное обеспечение является базовой и одной из самых важных социальных гарантий стабильного развития общества, поскольку непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособного населения, а количество этого населения составляет свыше 25 - 30% населения любой страны. Также этот вопрос косвенно касается и всего трудоспособного населения. Для России этот вопрос в данное время является очень актуальным, так как в нашей стране проживают в настоящий момент свыше 38,5 миллиона престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца.
Проблема пенсионной системы РФ состоит в разрыве общественного сознания и реалий экономической и социальной жизни страны. Например, до сих пор большинство населения считают, что пенсии финансирует государство, в то время как начиная с 1991 г. государство перестало играть роль основного донора пенсионного обеспечения. Так, если в период до 1991 г. государство дотировало более чем на 70% пенсионную систему из бюджетов, то сейчас эта доля составляет всего 6 - 8% от общего объема пенсионных выплат.
Право российских граждан на пенсионное обеспечение по достижении соответствующего возраста гарантировано Конституцией РФ (ст. 7, п. 2 ст. 39).
В настоящее время трудовая пенсия по старости в России состоит из трех частей: базовой (гарантируется государством, и ее размер устанавливается законодательно в виде фиксированной суммы), страховой (дифференцированная часть, зависит от результатов труда конкретного человека) и накопительной (образуется только у граждан 1967 г. рождения и моложе). Средний размер трудовой пенсии по старости за 2011 г. постепенно увеличивается и на конец 2011 г. состави 8529 рублей.[1]
В связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью, засчитываемой в общий трудовой стаж, назначаются следующие базовые виды пенсий:
- по старости (по возрасту);
- по инвалидности;
- социальная;
- за выслугу лет.
Современные пенсионные реформы предполагают создание так называемых накопительных пенсионных систем. При такой системе взносы, аккумулирующиеся в пенсионной системе за счет платежей работника и его работодателя, не расходуются на выплаты сегодняшним пенсионерам, а накапливаются, инвестируются и приносят доход до тех пор, пока плательщик не выходит на пенсию. Все сбережения плательщика и весь его инвестиционный доход, полученный на эти сбережения, являются его личной собственностью, которая и обеспечит выплату пенсии.
Пожилой человек при данной системе не зависит ни от государства, ни от молодого поколения. В этом случае не может быть пенсионной уравниловки, в то же время экономика получает огромные ресурсы для долгосрочных вложений.
Основные принципы, по которым все большее число стран переходит с распределительной системы на накопительную, следующие:
а) при накопительной пенсионной системе существует прямая связь между тем, сколько человек зарабатывал, и тем, какой будет размер его пенсии. Деньги на пенсионных счетах - собственность граждан, а не государства, поэтому надежность пенсионного обеспечения в накопительной системе повышается;
б) демографическая ситуация в мире сегодня такая, что на одного человека преклонного возраста постепенно приходится все меньшее число работающих;
в) накопительная система повышает норму сбережений в стране, что очень важно для ускорения экономического роста, тем более что основной фактор, определяющий низкий уровень пенсий в Российской Федерации, - состояние экономики и производительности труда.
Однако при нехватке финансовых ресурсов внутри пенсионной системы происходит процесс перераспределения от получателей максимальных пенсий к получателям минимальных. Как следствие, снижается зависимость размера пенсии от продолжительности стажа и среднего заработка. Это еще более снижает заинтересованность в уплате страховых взносов. В результате ухудшается финансовое положение пенсионной системы. В этих условиях поддержка минимального размера пенсии приводит к уменьшению максимального, я считаю несправедливым назначение почти одинаковой пенсии при разном вкладе людей в развитие экономики, это приводит к ухудшению уплаты страховых взносов, и цикл повторяется.
Нельзя не обратить внимание на то, что ушедшие на пенсию и 20 лет назад, и пять лет назад, к сожалению, имеют очень похожую пенсию, "которая, по сути, превратилась в социальное пособие". Трудовой стаж или вклад при ее определении имеет несущественное значение. Последние даже шесть лет после начала работы новой пенсионной системы, где была выделена базовая пенсия и страховая часть, базовая пенсия составляла примерно 38%, а страховая соответственно 62%. Сегодня базовая составляет примерно 49%, а страховая 51%. То есть страховая часть в силу недостатков формирования для нее налоговой базы быстро теряет смысл, который в нее был заложен в 2002 г.
Одной из актуальных проблем деятельности культурно - досуговых учреждений на пути решения данной задачи, является организация досуга молодежи.