Экономическая ситуация в стране ведет к расслоению общества, к появлению богатых семей, среднеобеспеченных и бедных. Причем, наблюдается рост обедневших семей.
Социализация инвалида — процесс освоения инвалидом социально значимых норм, ценностей, стереотипов поведения.
Социальная реабилитация — это комплекс мер, направленных на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде.
Обучение начинается с элементарных навыков I ступени: незрячий должен самостоятельно ориентироваться и действовать в бытовых и производственных помещениях, на приусадебном участке своего жилого дома и на территории предприятия, учреждения где он работает. Эти навыки соответствуют минимальному уровню пространственной ориентации, которым большинство овладевает самостоятельно до организованного обучения, кроме людей с осложненной слепотой.
На уровне II ступени слепой должен самостоятельно ориентироваться в открытом пространстве, на улицах и маршрутах постоянной необходимости, находить на каждом маршруте наиболее доступные и удобные ориентиры. Уровнем II ступени самостоятельно овладевает незначительная часть слепых. Большинство же из них нуждается в организованном обучении в специальных школах для слепых детей. Необходимо добиться, чтобы слепые, овладевшие навыками II ступени, смогли в дальнейшем развивать и совершенствовать их самостоятельно в любой обстановке, т. е. с помощью автодидакции.
Уровень пространственной ориентации III ступени предполагает максимальное использование возможностей слепых. На этой ступени слепой должен свободно ориентироваться в различной обстановке без участия или при минимальной помощи зрячих. Для достижения уровня III ступени требуется много времени. Навыки III ступени достигаются только постоянными самостоятельными тренировками в течение всей активной жизни слепого.
Оптимальная программа обучения пространственной ориентации рассчитана на слепых средних способностей, не имеющих дополнительных дефектов. Однако практически на обучение поступают люди разных способностей, разного уровня развития и нередко с осложненной слепотой. Поэтому обучение по программе проводится с учетом индивидуальных особенностей. Наиболее способные приобретают некоторые навыки III ступени. Слепые со средними способностями могут овладеть навыками II, а для людей с осложненной слепотой под силу только навыки I ступени.
Тем не менее, основная часть учащихся должна иметь необходимый минимум сведений о значении сохранных органов чувств и распределенного внимания при пространственной ориентации; иметь правильные представления об окружающем пространстве и его объектах; уметь находить осязательные, слуховые и обонятельные ориентиры и пользоваться ими; уметь словесно – четко и ясно – описывать обследованные объекты и маршруты; хорошо владеть техникой пользования длинной тростью; уметь пользоваться всеми видами городского транспорта; уметь самостоятельно обследовать и изучать новые пешеходные и комбинированные маршруты различной сложности
Одной из актуальных проблем деятельности культурно - досуговых учреждений на пути решения данной задачи, является организация досуга молодежи.