Экономическая ситуация в стране ведет к расслоению общества, к появлению богатых семей, среднеобеспеченных и бедных. Причем, наблюдается рост обедневших семей.
Социализация инвалида — процесс освоения инвалидом социально значимых норм, ценностей, стереотипов поведения.
Социальная реабилитация — это комплекс мер, направленных на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде.
Начало работы по социальному обслуживанию граждан Нижнекамского района приходится на 1989 год. В этом году при районном отделе социальной защиты и социального обеспечения было официально открыто 1 отделение социальной помощи на дому. Им, первым заведующим, кто стоял у истоков, было нелегко. Не было ни транспорта, ни хорошей телефонной связи, ни специалистов. Профессия социального работника была новой и малооплачиваемой [28, с. 5].
На сегодняшний день служба представляет собой самостоятельное государственное учреждение, с юридическим статусом. В штате Центра работают 111 специалистов. Здесь услуги населения оказывают 3 отделения социального обслуживания на дому, отделение срочной помощи, 2 специализированных отделения социально-медицинского обслуживания на дому, отделение социальной помощи семье и детям.
Должность социального работника выбирается чаще не по призванию, а в силу семейных обстоятельств или необходимости зарабатывать денежные средства. Среди факторов, влияющих на решение социальных работников заниматься данной профессиональной деятельностью, можно выделить следующие: относительно свободный режим работы; гарантия собственной социальной защиты; небольшая, но стабильная заработная плата.
Основная часть сотрудников проживает в разных населенных пунктах района. Особое внимание уделяется малым населенным пунктам, где социальные работники являются единственным связующим звеном с внешним миром. Век, в котором мы живем очень быстротечен, время диктует много перемен. Обновляются законы, появляются новые выражения и понятия, такие как: субсидия, ЕДВ, монетизация и другие. Пожилому человеку зачастую очень трудно или совершенно невозможно самостоятельно приспособиться к быстро меняющимся условиям жизни без посторонней помощи. Так как уровень материального достатка у сельского жителя намного ниже, чем у городских жителей, а проблем и трудностей гораздо больше – вот тут на первом плане выступает социальный работник, который разъяснит и поможет найти выход из создавшего трудного положения. В Нижнекамском районе за годы существования Центра каждый второй пенсионер смог воспользоваться своим правом на получение тех или иных видов социальных услуг: газификация, обеспечение приборами учета воды, денежная и натуральная помощь, помощь в ремонте жилья, обеспечение дровами и тогда далее. Социальные работники оказывают не только социально-бытовые услуги, но и психологическую, консультационную, юридическую помощь, в решении вопросов пенсионного обеспечения, получения льгот и субсидий. Для того, чтобы оказывать такую помощь необходимо постоянно поддерживать уровень своего образования. Для этого в Центре проводится учеба, направленная на изучение всех изменений, касающихся вопросов социального обслуживания. В соответствии с рисунком 1, за время существования Центра получили высшее образование 5 человек, среднее специальное – 3 человека и продолжают обучение 6 человек.
Рисунок 1 –Анализ сотрудников Центра по уровню образования
Территория Нижнекамского района составляет 1670 кв. км, радиус обслуживания по району – более 80 км. Из 67 сел и деревень района 42 охвачено предоставлением социальных услуг.
Из общего количества пенсионеров 336 человек нуждаются в постороннем уходе. В соответствии с рисунком 2, тремя отделениями обслуживания на дому в I полугодие 2006 года обслужено 227 человек, из них: участников ВОВ – 19 человек; инвалидов ВОВ – 5 человек; тружеников тыла – 49 человек; инвалидов общего заболевания – 97 человек.
Рисунок 2 – Обслуженные на дому в 1 полугодие 2007 года
Обслуживание пожилых граждан на дому является наиболее востребованной формой социального обслуживания. По своему статусу клиенты выделяются в три группы: одинокие – 70% обслуживаемых, одиноко проживающие – 20% и проживающие совместно с близкими родственниками – 10%. Исследование контингента обслуживаемых дало возможность «нарисовать» обобщенный портрет клиента надомной службы: в основном это одинокий пожилой человек в возрасте старше 70 лет и возможно имеющий II группу инвалидности. Деятельность отделений обслуживания на дому направлена на максимально возможное продление пребывания граждан в привычной социальной среде обитания и поддержание на высоком уровне их социального, психологического и физического статуса. Социально-бытовые услуги на дому рассматриваются в учреждении как альтернатива помещения пожилого человека в интернатное учреждение. Оказание социальных услуг способствует адаптации к изменившимся функциональным возможностям пожилого человека. Процедура обслуживания включает спектр основных мероприятий: знакомство с клиентом; изучение бытовых условий, в которых проживает клиент; выяснение качества отношений с соседями, друзьями, товарищами по бывшей работе, представителями общественных организаций; разработка мер по поддержке и развитию социальных нужных клиенту услуг, предусмотренных нормативно-правовыми документами. Реализация данных направлений на практике, способствует повышению самочувствия и оптимизма граждан пожилого возраста. При приеме на обслуживание учитывается индивидуальная степень нуждаемости в социальных услугах с учетом функционального состояния и социальных показаний, которой будет соответствовать определенный перечень социальных услуг. Совместно с органами местного самоуправления, участковыми больницами, Советами ветеранов Центр выявляет нуждающихся в социальном обслуживании.
Одной из актуальных проблем деятельности культурно - досуговых учреждений на пути решения данной задачи, является организация досуга молодежи.