Экономическая ситуация в стране ведет к расслоению общества, к появлению богатых семей, среднеобеспеченных и бедных. Причем, наблюдается рост обедневших семей.
Социализация инвалида — процесс освоения инвалидом социально значимых норм, ценностей, стереотипов поведения.
Социальная реабилитация — это комплекс мер, направленных на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде.
Пожилые люди нередко теряют ориентацию в современном социокультурном пространстве, затрудняются их социальные контакты, что имеет негативные последствия не только для самих пенсионеров, но и для людей, их окружающих. В сфере охраны здоровья, социального, культурно-досугового, торгово-бытового обслуживания, физкультурно-оздоровительной работы и туризма недостаток внимания к нуждам пожилых людей приводит к ограничению их доступа к общественным благам и услугам.
На начало 2005 года в Российской Федерации насчитывалось около 3 тыс. учреждений социального обслуживания, а также свыше 16 тыс. различных подразделений в структуре центров социального обслуживания или органов социальной защиты населения, предоставляющих социальные услуги пожилым людям. Социальные услуги в 2005 году были оказаны более 14 млн. пожилых людей (46,5 процента общего числа граждан пожилого возраста). Основная часть пожилых людей получала услуги, продолжая жить в привычных домашних условиях, более 200 тыс. человек - в стационарных учреждениях.
Вместе с тем в целом по России около 5 млн. граждан старшего возраста, относясь к категории одиноких или одиноко проживающих, могут нуждаться в социально-бытовых и других услугах. Из них 1,5 млн. человек нуждаются в постоянной посторонней помощи и социальных услугах, в том числе около 300 тыс. человек - в социально-медицинских услугах на дому. Сохраняется очередность на получение мест в домах-интернатах (около 12,7 тысяч человек), потребность пожилых людей в социально-медицинских услугах, оказываемых на дому, удовлетворяется лишь на 77 процентов.
В связи с этим актуальным остается развитие сети учреждений по оказанию социальных услуг. В стационарных учреждениях социального обслуживания пожилых людей требуется создание более комфортных условий проживания, организация качественной медико-социальной помощи и реабилитации, предоставление услуг социокультурной направленности, способствующих поддержанию интереса к жизни и укреплению социальных связей [31, с.23]. Опыт решения данной проблемы будет излагаться в третьей главе.
Положение пожилых людей нуждается в коренном улучшении на основе комплексного подхода к решению связанных с этим задач.
Особого внимания заслуживает и отношение самих пожилых и старых людей к той помощи, которую им оказывают центры социального обслуживания. Практический опыт и специально проведенные исследования позволяют выделить несколько определенных стереотипов поведения пожилых и старых людей: подчас неприятие социальной помощи в повседневной жизни, недоверие к социальным работникам, нежелание быть зависимыми от чужих, посторонних людей; явные рентные установки, стремление и настойчивость в получении как можно большего количества услуг со стороны социальных работников, возложение на последних выполнения всех бытовых обязанностей; недовольство и неудовлетворенность своими жизненными условиями переносится на социальных работников, с которыми непосредственно общаются; социальный работник воспринимается как объект, который несет ответственность за их физическое здоровье, моральное и материальное состояние.
Конечно, основная часть населения старших возрастов, с которыми ведется социальная работа в различных ее видах, выражает свою искреннюю благодарность социальным работникам, высоко оценивает их труд. Однако нередким является и недоброжелательное отношение, подозрительность, недовольство оказываемыми услугами. Иногда прибегают и к чрезмерному восхищению, восхвалению социального работника, чтобы добиться от него тех услуг, которые не входят в перечень выполняемых обязанностей. Работа со старыми людьми во всех странах считается одной из самых тяжелых во всех отношениях: велико разочарование лиц, обеспечивающих уход за ними; чтобы его избежать, необходимы высокая профессиональная подготовка, понимание и знание психологических особенностей пожилого и старческого возраста. Социальным работникам нужно с самого начала готовиться к тому, что в их работе благодарностей будет значительно меньше, чем подозрительности, необоснованных обвинений, а нередко и незаслуженных оскорблений. Социальные работники должны быть подготовлены к тому, чтобы быть терпеливыми и заботливыми к любому, даже очень капризному и надоедливому старому человеку. Нельзя воспринимать старого человека изолированно, вне его жизненного пути. Напротив, то, что он представляет собой сейчас, есть отражение многоаспектного и многослойного становления личности. Биография каждого старого человека представляет собой отражение удавшейся или неудавшейся судьбы, возможно, разломанной или порушенной жизни. Самое главное - каждый старый человек есть личность и как личность имеет самоценное значение. Личность - сердцевина человеческого бытия, его чувств, переживаний и действий. Личность определяет и поведение человека в процессе старения. Каждый человек уникален в своем «Я» и никак не может быть подменен другим человеком, и в таком виде иного человека не существует. В настоящее время система социального обслуживания не отвечает в полном объеме основной цели социальной политики государства – повышению качества жизни населения до уровня не ниже нормативного.
Одной из актуальных проблем деятельности культурно - досуговых учреждений на пути решения данной задачи, является организация досуга молодежи.