Экономическая ситуация в стране ведет к расслоению общества, к появлению богатых семей, среднеобеспеченных и бедных. Причем, наблюдается рост обедневших семей.
Социализация инвалида — процесс освоения инвалидом социально значимых норм, ценностей, стереотипов поведения.
Социальная реабилитация — это комплекс мер, направленных на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде.
Основной целью работы социального педагога в области организации досуга младших подростков является создание системы внеурочной воспитательной работы с учащимися. Функциональными обязанностями социального педагога являются: планирование и организация воспитательной деятельности, оказание помощи классным руководителям, организация работы школьного самоуправления, консультирование классных руководителей, разработка и реализация методических разработок классных часов, сценариев, праздников и других школьных мероприятий. Нами было выяснено, такая должность чаще всего встречается в тех образовательных учреждениях, где дополнительное образование детей выделено в самостоятельную подсистему, охватывающую значительное число педагогов. Педагог организации досуговой деятельности является одним из основных субъектов воспитательной работы школы.
Теоретики социальной педагогики выделяют следующие виды внеурочной деятельности, которые возможны в школе: познавательная деятельность, ценностно - ориентированная, общественная, эстетическая, досуговая. Каждый из видов имеет собственную специфику и тесно связан с учебным процессом в школе. Кроме того, данный вид деятельности социального педагога представляет собой четко организованную и целенаправленную систему. Целью такой системы являются формирование основ гармонической развитой личности, ее активной позиции. Основными принципами являются: принцип преемственности, массовости, последовательности, непрерывности.
Содержание системы внеурочной досуговой деятельности включает в себя единство умственной, нравственной, трудовой, эстетической, физической работы учащихся, разнообразные виды деятельности общешкольного, классных и других коллективов. Это содержание реализуется многообразными формами и методами, - от самых простых, таких как организация общения со сверстниками, до более сложных, требующих сложной системы методов – клубы, кружки и т.д.
Изучая деятельность социального педагога по организации досуга младших подростков, в ходе решения пятой задачи нашего исследования, мы изучили деятельность социальных педагогов в Муниципальном учреждении психологической помощи и поддержки молодежи «Социум». В процессе анализа мы выяснили, что наиболее часто специалистами используются следующие формы работы: словесно-логические, образно - художественные, трудовые, игровые и психологические. Особое внимание уделяется психологической форме, именно в этой форме работы средствами воздействия являются элементы психологического тренинга, что эффективно воздействует на подростка. Для успешной работы социального педагога необходима, как выяснилось, системность и целеполагание, а также методичность и отчетность: составляются планы: перспективные и календарные, планы-графики, ведутся служебные дневники.
На начальном этапе работы были проведены диагностические методики на выявление уровней занятости младшего подростка. Так же были изучены проблемы, с которыми сталкиваются подростки при организации своего досуга. Анализ данных показал, что значительная доля детей не умеют организовать свое свободное время. Основными досуговыми занятиями подростков являются: компьютерные игры и бесцельное «гуляние во дворе». Младшие подростки не умея правильно и полезно организовать свой досуг, устраивают беспорядки, хулиганство, вследствие чего, повышается преступность.
После выявления проблем и уровней занятости младших подростков, преступили к следующему этапу исследования, где были проведены беседы, классные часы, игра – вертушка, направленные на формирование умений организовать собственную досуговую деятельность, зная собственные потребности и особенности. Раскрытие личности подростка также являлось одним из направлений нашей работы, и была применена соответствующая методика диагностики интересов младшего подростка.
На заключительном этапе проводилась повторная диагностическая методика. Результаты опросов, относительно данных на начало эксперимента, значительно изменились. Причем изменения характеризуются как положительные, можно констатировать повышение интереса к организованным формам досуга, стремление к личностному росту, повышение личностной культуры и информированность младших подростков о значении и формах досуга в жизни человека. Также изменения наблюдались и в поведении младших подростков. Отмечено было, что количество пропусков занятий без уважительных причин стало значительно меньше, подростки записались в кружки, секции, стали посещать подростковые клубы.
Одной из актуальных проблем деятельности культурно - досуговых учреждений на пути решения данной задачи, является организация досуга молодежи.