Экономическая ситуация в стране ведет к расслоению общества, к появлению богатых семей, среднеобеспеченных и бедных. Причем, наблюдается рост обедневших семей.
Социализация инвалида — процесс освоения инвалидом социально значимых норм, ценностей, стереотипов поведения.
Социальная реабилитация — это комплекс мер, направленных на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде.
Мною было проведено комплексное социально-психологическое исследование профессиональных качеств социальных работников. Посетителям ОДП была предложена группа качеств, среди которых нужно было выбрать наиболее значимые для специалистов, общающихся с пожилыми людьми. Выяснились три группы качеств:
1. Личностные особенности: доброта, заботливость, честность, отзывчивость, приветливость, терпеливость, человечность, общительность, сострадание, бескорыстность, уравновешенность.
2. Навыки общения: внимание к другим, умение выслушать, обходительность, вежливое отношение к людям.
3. Отношение к работе: добросовестность, исполнительность, ответственность, требования к себе.
Неприемлемыми для социальных работников качествами престарелые отметили:
1. Личностные особенности: нервозность, корысть, душевное черствость, высокомерие, нечестность, жестокость.
2. Навыки общения: грубость, невежливость, неуважение к пожилым людям, брезгливость, злость, дерзость.
3. Отношение к работе: безразличие к подопечным, постоянная спешка, безответственность, лень, недобросовестность, нежелание помочь, легкомыслие, несобранность, вымогательство.
Итак, пожилые люди хотели бы видеть в социальных работниках людей более великодушных, понимающих, способных сострадать. В этих желаниях отражена затаенная потребность престарелых в большем внимании к себе, добром, все понимающем взгляде и заботливой умелой руке.
Для того, что бы выяснить обладают ли такими качествами работники ОДП Шолоховского района Ростовской области, в ОДП нами было проведено социологическое исследование-анкетирование персонала отделения с целью совершенствования психологического климата в коллективе (Приложение 3).
Для ответа на предлагаемые вопросы необходимо было прочитать варианты ответов и выбрать один из них, наиболее соответствующий мнению опрошенных.
Большинство членов коллектива (60%) считают, что коллектив ОДП состоит из хороших, симпатичных людей, 40% считают, что в коллективе есть разные люди.
Некоторые из опрошенных (30%) считают, что было бы хорошо, если бы члены коллектива жили близко друг от друга, многие об этом не задумывались (60%), а 10% опрошенных думают, что было бы плохо.
80% опрошенных уверены, что могли бы дать достаточно полную характеристику деловых и личных качеств большинства членов коллектива.
По шкале цифр от 1 до 9 необходимо было охарактеризовать свой коллектив. Цифра 1 характеризует коллектив, который очень нравится, а цифра 9 – коллектив, который очень не нравится. В 1 клетку поместили свой коллектив – 60%; 4 клетку – 20%; 5 клетку – 10%; 9 клетку – 10%.
70% коллектива с удовольствием провели бы свой отпуск вмести с членами коллектива, 30% опрошенных это бы совершенно не устроило.
На вопрос «Могли бы Вы с достаточной уверенностью сказать о большинстве членов Вашего коллектива, с кем они охотно общаются по деловым вопросам?» Не могу сказать, не задумывался над этим ответили 40%; да, мог бы – 60%.
90% считают, что в коллективе преобладает атмосфера взаимопомощи, взаимного уважения, а 10% считают, что нездоровая, нетоварищеская атмосфера.
На вопрос «Как Вы думаете, если бы Вы вышли на пенсию или долго не работали по какой-либо причине, стремились бы Вы встречаться с членами Вашего коллектива?» 70% ответили – да, конечно, 20% затруднились ответить, 10% – нет, конечно.
Таким образом, с помощью анкетирования и тестирования удалось оценить атмосферу в отделении дневного пребывания в ЦСО ст. Вешенской. Это позволяет сделать вывод, что психологический климат в коллективе благоприятен. Но можно также предположить, что в коллективе между сотрудниками случаются разногласия, так как 10% сотрудников считают, что в коллективе более выражена враждебность. Кроме того, коллектив не всегда действует согласованно, так как этому препятствуют симпатии и антипатии.
Но для того, что бы добиться гармонии и понимания в отношениях с пожилыми людьми, очень полезно иметь в виду следующее:
1. Вне зависимости от характера ваших отношений старайтесь выяснить, что для этого человека хорошо, какие его привычки и свойства более глубоки, и действуйте по этим направлениям.
2. Помните, что пожилой человек сильно нуждается в сочувствии и поэтому очень отзывчив на всякое проявление внимания и тепла, при этом. В отличие от молодого, он менее уверен в себе, у него слабая память ему надо почаще напоминать, что он не безразличен окружающим.
3. Относитесь с вниманием и сочувствием к житейским проблемам пожилого человека – его финансовому и социальному положению, жилищным условиям, семейным отношениям – и учитывайте это при общении с ним.
4. Учитывайте, что пожилой человек живёт в мире, который разительно отличается от того, в котором складывался его характер, что многие его привычки и оценки взяты из прошлого, он часто живёт давно отжившими представлениями, пользуется старыми мерками, но они ему ближе и понятнее, а крутые перемены его пугают, ему трудно к ним приспособиться, у него нет сил переделать себя и перестроиться.
Одной из актуальных проблем деятельности культурно - досуговых учреждений на пути решения данной задачи, является организация досуга молодежи.