Экономическая ситуация в стране ведет к расслоению общества, к появлению богатых семей, среднеобеспеченных и бедных. Причем, наблюдается рост обедневших семей.
Социализация инвалида — процесс освоения инвалидом социально значимых норм, ценностей, стереотипов поведения.
Социальная реабилитация — это комплекс мер, направленных на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде.
Как видно из таблицы, важнейшими формами досуга для всех трех возрастных групп являются просмотр телепередач, кинофильмов, чтение, посещение спектаклей и концертов. Вполне понятно, что у молодых людей, в сравнении с другими возрастными группами, зафиксирован большой интерес к танцам, участию в неформальных организациях.
Критическая ситуация складывается в сфере физкультурно-оздоровительного досуга. По данным социологических исследований, от 85 до 90% взрослого населения не занимаются физкультурой в организованных формах, а около 60% – не занимаются и самостоятельно. Особую тревогу вызывает отсутствие интереса к занятиям физкультурой, спортом у молодежи. Безусловно, одна из причин такой ситуации – нехватка спортивных сооружений и дороговизна спортинвентаря. Не на последнем месте находится несформированность у людей мотивов здорового образа жизни.
Новые условия и механизмы социального функционирования, характерные для современной российской социокультурной ситуации, закономерно вызвали изменения в структуре и содержании досуговых практик. Быстрыми темпами (судя по газетным, радио и телевизионным рекламным объявлением) развивается отечественная «индустрия» развлечений – агентств и учреждений, помогающих решать проблемы, связанные с их свободным временем, а их в каждом городе огромное множество. Однако сами россияне все еще предпочитают иногда ходить в театр, консерваторию, кино. Но это, скорее характерно для столицы и крупных городов, а в провинции же обратная тенденция – спектакли и кинопоказы проходят, практически, в пустых залах. Совсем недавно у нас появилось и такое явление, как ночной отдых, связанный с работой ночных клубов, казино, дискотек, баров, работающих до утра. Но ночной отдых предпочитают далеко не все горожане, – это практически молодежный вид досуга или доступный лишь богатым.
Характерное положение, сложившееся в последнее время в сфере досуга, можно проследить и выявить на примере прежде самого массового из всех видов искусств – кино.
За последние 5–7 лет в структуре репертуара российских кинотеатров произошли радикальные изменения. Прежний, советский репертуар, особым разнообразием не отличался – отечественные фильмы доминировали, в то время как не столь широко распространенные зарубежные фильмы приносили львиную долю кассовых сборов. В 70–е годы социологи отмечали дисбаланс жанрово – тематической структуры репертуара и интересов зрителей, в частности, дефицит комедий, мелодрам, приключенческих фильмов, – зрительская потребность в которых, оставалась не вполне удовлетворенной.
Либерализация общественной жизни, т.е.новые условия, казалось бы, открыли широкие возможности для формирования разнообразного качественного репертуара кинотеатров, для приобщения массового зрителя к мировому кинопроцессу и т.д. Однако нельзя не видеть, что реальные результаты оказались не столь благоприятными.
После того как российский кинематограф оказался в стихии рынка, репертуар российских кинотеатров стал формироваться, в основном, за счет зарубежной продукции, в структуре которой доминируют третьесортные американские киноленты. Исследования, проведенные отечественными социологами и искусствоведами показывают, что в большинстве случаев фильмы текущего репертуара содержат и несут зрителю не национальные ценности той или иной культуры – отечественной, европейской или американской, а универсальные стереотипы, штампы «усредненной» массовой культуры. Сегодня в нашем кинопрокате циркулируют, по крайней мере, два потока массовой культуры. С одной стороны, импортная (зарубежная) коммерческая кинопродукция, прежде всего американская, с другой – «американизированная» продукция отечественного производства, мало отличающаяся по набору ценностей и стереотипов от продукции зарубежного коммерческого кино, далекая от российских национальных истоков и национального культурного менталитета. На смену прошлой идеологизированной культуре пришла современная коммерческая массовая культура. Вместе с тем подобного рода фильмами не исчерпывается многообразие такого сложного и многоликого феномена, каким является кино. И если раньше об этом можно было судить лишь на основе исследований киноведов, то сегодня этому активно способствуют широкие возможности, предоставляемые телевидением и видеотехникой для личного и более глубокого знакомства с киношедеврами. Данное обстоятельство так же может считаться одной из причин крайне невысокой посещаемости (по сравнению с советским временем) кинотеатров.
Одной из актуальных проблем деятельности культурно - досуговых учреждений на пути решения данной задачи, является организация досуга молодежи.