Экономическая ситуация в стране ведет к расслоению общества, к появлению богатых семей, среднеобеспеченных и бедных. Причем, наблюдается рост обедневших семей.
Социализация инвалида — процесс освоения инвалидом социально значимых норм, ценностей, стереотипов поведения.
Социальная реабилитация — это комплекс мер, направленных на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде.
Можно говорить и об интеллектуальном и психологическом ущербе, о разрушительной силе послереволюционного процесса. Происходила ломка традиций, отрицалась религия, идеи "массы" противопоставлялись идее "личности". Победившая партия утверждала свою идеологию, используя все средства воздействия, различные учреждения культуры и общественные движения, в т.ч. клубы, библиотеки, художественную самодеятельность. Российское телеграфное агентство выпустило огромное количество политических плакатов. Работал огромный агитационный аппарат, включая и политизированные в 20-е годы учреждения культуры (агитпоезда, агитпароходы). В июле 1920 г. создается Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности. С 1922 года была создана Всероссийская Комиссия помощи самообразованию при Главполитпросвете, которая через год приступила к выпуску популярного журнала "Помощь самообразованию". С 1923 года начала работать Центральная комиссия по самообразованию и стали открывать губернские и уездные самообразовательные бюро [12, с.193]. Ликвидация неграмотности становилась делом государственным и обязательным. Все граждане от 8 до 50 лет были обязаны учиться, обучение проводилось за счет средств государства. При этом рабочий день обучающихся сокращался на два часа с сохранением заработной платы. Была введена чтецкая повинность, привлечено все грамотное население для осведомления населения о мероприятиях Советской власти. Государством были отпущены средства на эту работу, напечатано около 5 млн. букварей для взрослых, улучшено продовольственное снабжение работников ликбеза. С 1918 г. стали открываться пункты по ликвидации неграмотности, школы для малограмотных при учебных заведениях, фабриках, заводских клубах, избах-читальнях и библиотеках. Представляет интерес и исторический анализ проводимых в 20-30-х гг. культпоходов (детский, библиотечный и др.), положительные и отрицательные моменты в их организации, роли учреждений культуры в этой работе. Культпоход в деревню начался по инициативе молодежи, комсомольцев в 1928 г [6, с.124]. Целью культпохода была ликвидация неграмотности и связанное с ней бескультурье в быту. В дальнейшем в задачи культпохода входила помощь культурно-досуговым учреждениям в создании материальной базы (закупка книг, музыкальных инструментов и т.д.). В результате культпоходов значительно повысился общий культурный уровень населения, было открыто большое количество учреждений культуры, чайных вместо пивных лавок, столовых и общежитий.
Новым в организации досугового общения в первые послереволюционные годы стал усиленный рост клубов, состав которых отличался большим разнообразием: рабочие, крестьянские, комсомольские, партийные, красноармейские, школьные, детские и т. д. В общем русле тотальной социализации стоявшие у власти люди увидели одно из важных средств "коммунистической организации свободного времени". Приобрел популярность лозунг о том, что общественному характеру производства должен соответствовать и общественный характер досуга. На этой основе родился самый настоящий клубный бум.
При клубах создавались библиотеки, читальни, партшколы. В феврале 1919 года газета "Правда" разъясняла, что через клуб партия должна воспитывать новое поколение трудящихся и формировать идею новой жизни.
Предусматривалась организация экскурсионной работы, развитие художественного творчества путем создания литературных драматических, музыкальных и других кружков художественной самодеятельности. В общественно-политическую и культурно-просветительную жизнь молодой Советской республики быстро входили клубы заводов, фабрик, создавшиеся профсоюзными комитетами. Они открывались в национализированных имениях, особняках царской знати, капиталистов и помещиков. В сентябре 1921 года ЦК РКП(б) утвердил положение о единой сети и типах клубов. В нем указывалось на необходимость повышения идейного содержания клубной работы, преодоления существующей тенденции к превращению клубов, народных домов в коммерческие учреждения чисто развлекательного характера. Партийным организациям следовало пресекать увлечение руководителей клубных учреждений принципами безубыточности, доходности клубной работы в ущерб ее идейности и содержательности [5, с. 304]. Именно на клубы партия возлагала одну из коренных задач культурно-просветительной работы - задачу политического просвещения трудящихся.
Одной из актуальных проблем деятельности культурно - досуговых учреждений на пути решения данной задачи, является организация досуга молодежи.