Экономическая ситуация в стране ведет к расслоению общества, к появлению богатых семей, среднеобеспеченных и бедных. Причем, наблюдается рост обедневших семей.
Социализация инвалида — процесс освоения инвалидом социально значимых норм, ценностей, стереотипов поведения.
Социальная реабилитация — это комплекс мер, направленных на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде.
Устранение деструкции может обеспечить комплексная социальная терапия, синтезирующая все три основных уровня общения:
- межличностный, личностно-групповой и личностно-социальный. Для этого необходимо чтобы психика человека перешла в режим рефлексивного функционирования.
Переход в такой режим обеспечивается:
- интенсификацией усилий (что позволяет мобилизовать резервные возможности человека);
- заменой средств достижения цели (переоценкой и выбором более приемлемых);
- заменой самих целей;
- переоценкой всей ситуации (интенсификация усилий, использование новых средств достижения целей формируют и новый взгляд на ситуацию, на свое личное отношение к ней, что приводит к переоценке).
Если исходить из обобщенной системы принципиальных положений о содержании деятельности социального работника, то оказывается возможным и определение круга основных задач, возлагаемых на работников социальной сферы, в процессе непосредственного общения с людьми. Это, прежде всего:
- оказывать помощь индивидам и группам, осознавать и устранять затруднения личного, социального, экологического и духовного характера, неблагоприятно влияющие на них;
- помогать людям, справляться с этими затруднениями путем поддерживающего, реабилитирующего, защитного или корректирующего воздействия;
- защищать беспомощных в соответствии с законом, прибегая к использованию власти;
- способствовать более широкому использованию каждым клиентом собственных возможностей для социальной самозащиты;
- использовать все средства и источники для социальной защиты нуждающихся в этом людей и др.
Рассматриваемый круг задач со всей определенностью показывает, что они включают в себя широчайший диапазон тех навыков и умений, которые потребуются социальным работникам для их выполнения. Если рассмотреть в контексте с задачами социальной работы, круг основных обязанностей, которые должен выполнять социальный работник как профессионал, то в основном это выглядит следующим образом:
- создавать и поддерживать рабочую обстановку и атмосферу;
- выявлять и преодолевать негативные чувства, которые влияют на людей и на него самого;
- опознавать и преодолевать в отношениях с людьми агрессию и враждебность;
- наблюдать, понимать и интерпретировать поведение и отношения между людьми;
- общаться вербально и письменно;
- организовывать и вести беседу в различных обстоятельствах;
- вести переговоры, выступать по радио и т.д.
Поле деятельности социального работника очень широко:
- в микрорайонах и на предприятиях он выявляет лиц, нуждающихся в социально-медицинской, юридической, психологической, материальной помощи;
- содействует интеграции деятельности различных государственных организаций и учреждений по оказанию социально-экономической помощи населению;
- помогает в семейном воспитании;
- проводит работу с пенсионерами, инвалидами, детьми;
- участвует в работе по созданию центров социальной помощи, социальной реабилитации;
- работает с несовершеннолетними правонарушителями и людьми, вернувшимися из заключения и т.д. [13, с.167].
Социальный работник сегодня не только человек, оказывающий помощь определенным неблагополучным людям и семьям, но и в определенной степени — политик и общественный деятель, участвующий в реформировании социальной политики и законов, направленных на достижение благосостоянии всего общества. Для выполнения этой многоплановой деятельности социальный работник должен быть готов выступать в разных качествах, играть множество ролей.
Социальная работа в системе социальной защиты населения, здравоохранения, образования, молодежной политики, милиции и других ведомств имеет специфику, определяемую, прежде всего целями, задачами, средствами, формами работы.
Социальный работник в медицинском учреждении – пока редкое явление в условиях России, хотя в социальной помощи нуждаются сегодня различные группы больных.
Практика и исследовательская работа социального работника в учреждениях здравоохранения опирается не только на диагнозы врачей, показания лабораторных экспертиз, но и на психолого-социологические исследования, соответствующую экспертизу социального положения и психологического состояния больного и его близких, ситуаций в их семьях. С помощью бесед выясняется общественное мнение и отношение к болезни клиента со стороны его близких и родных, выясняется, кто может наилучшим образом оказать больному материальную и психологическую, моральную поддержку.
В работе с больными используются данные о специфике поведения в различных ситуациях, а также сведения о социальном статусе, образе жизни, профессии клиента, его семье. Учитывается и комплекс возможностей медицинского учреждения, его профессионально-квалификационная техническая и технологическая оснащенность.
Социальный работник свободен в выборе теоретических оснований своей деятельности, в сборе дополнительных данных о больном, его состоянии, семье, близких, а также в привлечении дополнительных социологических и психологический сведений. Однако в главном они сводятся к информационному обеспечению тех задач, что стоят перед социальным работником сферы здравоохранения:
Одной из актуальных проблем деятельности культурно - досуговых учреждений на пути решения данной задачи, является организация досуга молодежи.