Экономическая ситуация в стране ведет к расслоению общества, к появлению богатых семей, среднеобеспеченных и бедных. Причем, наблюдается рост обедневших семей.
Социализация инвалида — процесс освоения инвалидом социально значимых норм, ценностей, стереотипов поведения.
Социальная реабилитация — это комплекс мер, направленных на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде.
Субъективная оценка населением Вологодской области уровня своего материального положения свидетельствует о тесной связи количества самоубийств и доли людей, относящихся себя к «бедным» и «нищим» слоям населения. Особенно наглядно она проявлялась в период с 1996 по 2001 гг. Коэффициент корреляции между уровнем смертности от самоубийств в Вологодской области за период с 1999-2006 гг. и долей, относящих себя к бедным и нищим слоям населения, составил 0,84.
Обобщая полученные данные, можно выделить некоторые основные характеристики социального портрета суицидентов Вологодской области: средний возраст, мужской пол, проживание в сельской местности, низкий уровень образования, материальное неблагополучие, проблемы трудоустройства, конфликтогенность семейных отношений.
На современном этапе проблема снижения уровня суицидального поведения в Вологодской области требует организации упорядоченной системы изучения, помощи и профилактики. При этом подход к проблеме должен быть комплексным, то есть с задействованием всех необходимых управленческих структур и исполнительских учреждений (социальных, медицинских, финансовых и т.д.)
Целенаправленно или косвенно на суицидента оказывают воздействие 6 субъектов (в скобках указаны их возможности в профилактике суицидальных тенденций):
1. Семья (первичная диагностика факторов суицидального риска);
2. Специалисты здравоохранения (купирование острого психологического кризиса);
3. Специалисты сферы социального обслуживания (организация специальных условий проживания и наблюдения за успешностью адаптации суицидента после коррекции личности);
4. Ближайшее окружение (коллектив друзей, коллег; помощь в адаптации, преодолении кризисных ситуаций);
5. Субъекты профессиональной деятельности (педагогический коллектив в школе, работодатели; помощь в трудоустройстве, социальной адаптации, организация соответствующих лекций и семинаров, сотрудничество со специалистами здравоохранения и социального обслуживания);
6. Средства массовой информации (информатизация населения об учреждениях системы профилактики суицидального поведения, обучение основам психогигиены, правилам реагирования в кризисных ситуациях, конфликтологии).
Для коренной перестройки деструктивных структур личности необходима консолидация усилий всех перечисленных субъектов деятельности. Это является основным условием эффективной деятельности системы профилактики суицидального поведения, однако в настоящее время четкой координации действий на территории Вологодской области нет даже среди учреждений здравоохранения.
В медицинских учреждениях реабилитация суицидентов осложнена также тем, что они не выделяются в отдельную категорию клиентов, роль, психиатра чаще всего сводится к диагностическим функциям: при обнаружении патологических расстройств психики суицидента направляют в психиатрическую больницу, в иных случаях его пребывание в медицинском учреждении продолжается от нескольких часов до 1-2 суток ( в зависимости от характера самоповреждений). Таким образом, при отсутствии необходимой психокоррекционной помощи, истинная причина суицидального поведения снижает интенсивность своего влияния, но не исчезает совсем, оставляя высокую степень вероятности рецидива парасуицида при возникновении аналогичных или иных стрессовых условий. В результате, 12% совершивших суицидальную попытку повторяют ее в течение двух лет, четыре из пяти самоубийств происходит как минимум после одной суицидальной попытки в прошлом.
Одной из актуальных проблем деятельности культурно - досуговых учреждений на пути решения данной задачи, является организация досуга молодежи.