Экономическая ситуация в стране ведет к расслоению общества, к появлению богатых семей, среднеобеспеченных и бедных. Причем, наблюдается рост обедневших семей.
Социализация инвалида — процесс освоения инвалидом социально значимых норм, ценностей, стереотипов поведения.
Социальная реабилитация — это комплекс мер, направленных на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде.
В тенденции падения социальной ценности труда, престижа ряда важных для общества профессий. Различные социологические исследования последних лет констатируют, что в трудовой мотивации приоритет отдается не содержательному труду, а труду, направленному на получение больших денег, материальной выгоды. "Большая зарплата", именно этот мотив оказался решающим при выборе места работы (согласно опросу) для 59,9% из числа 17 летних, 65,3% — из числа 24-летних и 64,4% — 31 - летних.
Смещение направленности социальных ориентации молодежи можно наблюдать по оценкам удовлетворенности проблем личного характера, ценностей жизни.
Среди социальных проблем молодежи следует выделить наиболее острые:
- сокращение доли молодежи в составе населения (с 1979 года она сократилась почти на 15%);
- тенденция ухудшения здоровья (лишь 14% детей практически здоровы, 35% детей хронически больны);
- быстрыми темпами происходит снижение интеллектуального потенциала российской нации;
- ухудшение положения системы образования;
- идет процесс десоциализации, маргинализации молодежи;
- ускоряющиеся темпы криминализации детей и молодежи: ныне молодыми людьми совершается 57% всех преступлений; этому способствует ухудшившиеся социально-экономические условия, психологическая обстановка неустойчивости в обществе, крушение прежних идеалов и моральных устоев. По прогнозам специалистов, преступность молодежи будет возрастать.
Обостряется демографическая ситуация (снижается рождаемость в молодежных семьях, растет заболеваемость детей, подростков и молодежи, усиливаются миграционные процессы и настроения), продолжается ухудшение материальных условий жизни большинства молодых людей, растет криминализация и маргинализация молодежной среды, снижаются шансы юношей и девушек из малообеспеченных семей на получение престижного профессионального образования. Рыночные отношения в их нынешнем состоянии не нуждаются во всесторонне развитой нравственно и духовно богатой личности, зато активно формируется "рыночный" тип личности, которая оценивает окружающих (и оценивается ими сама) по критерию потребления, наличию материальных возможностей. Точную характеристику "рыночной" личности дал в свое время Э.Фромм: "Человек более не заинтересован ни в собственной жизни, ни в собственном счастье, он озабочен только тем, чтобы не утратить способность продаваться".
Анализируя данные по участию молодежи в избирательных кампаниях в 1991-2006 годах можно сделать вывод о том, что молодежь в большей степени, чем представители других возрастов, оказывали поддержку политическим партиям, лидерам, движениям, ориентировавшимся на ценности рыночной экономики и расширение политических свобод. В то же время к середине 90-х годов выявилось недоверие молодежи ко всем традиционным формам политического процесса и стремлении оказывать поддержку политическим лидерам, никак не связанных с политической властью. Можно проследить новую тенденцию по результатам опроса относительно голосования молодежи - молодые избиратели в большей степени, чем представители старших возрастов, склонны доверять "новым" лидерам. Молодежь дистанцируется от традиционных политических лидеров. Это свидетельствует о разочаровании ходом и результатами политических процессов, проходивших в России в 90-е годы XX века. Треть молодежи политикой вообще не интересуется и более половины за политической информацией не следят, хотя иногда обсуждают политические события. В оценке молодежью политической ситуации в стране еще недавно преобладали пессимистические настроения. Сегодня они сменяются более нейтральными и позитивными.
В 2002 году Фондом "Общественное мнение" проводилось исследование "Проблемы молодежи". По мнению россиян, молодежные организации являются всего лишь инструментом, позволяющим влиять на молодежь, которая рассматривается как объект воздействия государства и (в меньшей степени) различных политических сил. Как отмечается в аналитических итогах исследования, "Это обстоятельство во многом объясняет тот, на первый взгляд, неожиданный факт, что подавляющее большинство участников общенационального опроса -77% согласились с точкой зрения, согласно которой "государство должно поддерживать молодежные политические организации" и только 8% высказали противоположное мнение. При более чем скептическом отношении российских граждан к партиям и иным политическим институтам… такая позиция выглядит "противоестественной".
Одной из актуальных проблем деятельности культурно - досуговых учреждений на пути решения данной задачи, является организация досуга молодежи.