Экономическая ситуация в стране ведет к расслоению общества, к появлению богатых семей, среднеобеспеченных и бедных. Причем, наблюдается рост обедневших семей.
Социализация инвалида — процесс освоения инвалидом социально значимых норм, ценностей, стереотипов поведения.
Социальная реабилитация — это комплекс мер, направленных на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде.
Остановимся на каждом из этих принципов. Что касается роли эмоциональных образующих «в осуществлении альтруистического поведения», то она представляется бесспорной. В то же время два других принципа вызывают сомнение. Прежде всего, сами по себе моральные нормы едва ли могут способствовать возникновению альтруистического поведения. Для этого они должны быть приняты и переработаны субъектом. Но в таком случае выделение личностных норм, принятых как переработанные социальные, не разрешает проблемы определения и рассмотрения внутренних детерминант альтруистического поведения. Уместно вспомнить, что так называемые личностные нормы часто интерпретируются как установки личности. Такая интерпретация вполне соответствует традиционному представлению об установке как о готовности действовать определенным образом.
Каждая деятельность побуждается и направляется мотивом, представляющим собой определенную потребность. Мотивы отражаются в сознании человека, но не всегда адекватно, и в этом случае исследовать их можно только косвенным путем – через психологический анализ содержания деятельности. Но в деятельности в различных ситуациях по-разному и разной степени проявляются две опосредованные формы отражения действительности – значение и личностный смысл. Если в «значениях представлена преобразованная и свернутая в материи языка идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений, раскрытых совокупной общественной практикой», то личностный смысл – это продукт отражения мира конкретным субъектом, формирующийся в его индивидуальной деятельности и выражающейся в его (субъекта) отношении к осознаваемым явлениям.
Благодаря личностному смыслу объективное значение связывается с реальной жизнью субъекта, с мотивами его деятельности, создается пристрастность, субъективность человеческого сознания. Таким образом, всякая ситуация, предмет или явление выступают для субъекта, отражаются им двояким образом. В условиях, когда отражается ситуация, предмет или явление, имеющие определенное значение, и когда целеобразование не затруднено, субъект интерпретирует их в соответствии с их объективным значением. Но если ситуация достаточно неопределенна, то в таких случаях на первый план выступает их личностный смысл, их значение для субъекта. Это своеобразие личностного смысла подчекнуто А.Н. Леонтьевым. Он писал следующее: «В том случае, если целеобразование в наличных объективных условиях невозможно и ни одно звено деятельности субъекта не может реализоваться, то данный мотив остается лишь потенциальным – существующим в форме готовности, в форме установки».
Из многочисленных проблем морального сознания, имеющих отношение к жизни и деятельности каждого человека, существует еще одна проблема долга как одного из движущих механизмов профессиональной деятельности. Опыт подготовки социальных работников в нашей стране пока достаточно скромен. Основой выбора профессии может стать чистая случайность, поиски заработка, влияние родителей, друзей, соседей и т.д. Сильную устойчивую мотивацию именно на выбор этой специальности проследить пока трудно. Вместе с тем, можно с полной уверенностью заявить об одном – в эту профессию идут люди, ориентированные всем своим воспитанием, личностными предпосылками на оказание бескорыстной помощи и поддержки окружающим.
Одной из актуальных проблем деятельности культурно - досуговых учреждений на пути решения данной задачи, является организация досуга молодежи.