Экономическая ситуация в стране ведет к расслоению общества, к появлению богатых семей, среднеобеспеченных и бедных. Причем, наблюдается рост обедневших семей.
Социализация инвалида — процесс освоения инвалидом социально значимых норм, ценностей, стереотипов поведения.
Социальная реабилитация — это комплекс мер, направленных на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде.
Для Дюркгейма характерной чертой является детерминация акта самоубийства социально-историческими условиями и обстоятельствами, что позволяет Дюркгейму выделить три элементарных типа самоубийств и столько же смешанных. Результаты исследования сведены в таблицу 1.
Таблица 1. Этимологическая и морфологическая классификация социальных типов самоубийства
Смотрите купить памятник из мрамора на сайте. Основной характер |
Второстепенные вариации | ||
Элемен-тарные типы |
Эгоистическое самоубийство |
Бесстрастие |
Вялая меланхолия, услаждающаяся собою. Рассудочное равнодушие скептика. |
Альтруистическое самоубийство |
Страстная или волевая энергия |
Со спокойным чувством долга. С мистическим энтузиазмом. Со спокойной храбростью. | |
Аномическое самоубийство |
Раздражение Отвращение. |
Горячий протест против жизни вообще. Горячий протест против определенного лица (убийство, сопровождаемое самоубийством) | |
Смешан-ные типы |
Эгоистично-аномическое самоубийство |
Смесь возбуждения и бесстрастия, действия и мечтательности | |
Самоубийство аномично-альтруистическое |
Возбужденное отчаяние | ||
Самоубийство эгоистично- альтруистическое |
Меланхолия, умеряемая известною моральною твердостью |
По мнению Дюркгейма, эгоистический тип самоубийства детерминируется ослаблением внутренних общественных связей, вследствие которого наблюдается развитие чрезмерной индивидуализации, когда "индивидуальное "Я" резко противополагает себя социальному "Я" и в ущерб этому последнему". В данной ситуации индивид ощущает собственную оторванность от целого и чувствует себя безраздельно одиноким. Общественные ценности для оторванного от общества индивида утрачивают свою значимость.
Ощущая пустоту, человек обращается внутрь себя, а "с того момента, - пишет Дюркгейм, - как индивид начинает заниматься только самим собой, он уже не может думать о том, что не касается только его, и, углубляя это состояние, увеличивает свое одиночество". Сознание такого погруженного в себя индивида начинает работать усиленно, причем обостряются его аналитические способности. Однако для плодотворного сознательного анализа необходима информация, поступающая извне, а такая информация больше данного индивида не интересует [13; 14].
"Говорят, - отмечает Дюркгейм, - что мыслить - значит удерживать себя от действия; это значит в то же время и в той же мере - удерживать себя от жизни; вот почему абсолютное царство мысли невозможно, - так как оно есть смерть".
Окружающая индивида, осознанная им внешняя пустота проникает и внутрь него, вследствие чего "человек может думать, - подчеркивает Дюркгейм, - только о той пустоте, которая образовалась в его душе, и о той тоске, которая является ее следствием". Охватывающая тоска приводит индивида к забвению внутренних преград, за которыми скрывается небытие, выступающее в подобных случаях хоть чем-то, обещающее хоть какие-то перемены и исчезновение ощущаемой пустоты.
Отрыв от общества, по мнению Дюркгейма, свидетельствует, в первую очередь, о том, что социальное начало, заложенное внутри нас, как бы теряет свое объективное существование. Таким образом, индивид начинает ощущать себя существом только биологическим. Однако присущее ему сознание не может смириться с таким положением вещей, потому что в результате его усиленной работы и проводимого анализа, а также поисков смысла жизни человек не может согласиться жить чисто биологической жизнью, то есть удовлетворять только свои физиологические потребности. Образуется замкнутый круг, из которого человек неминуемо стремится вырваться. Выход же представляется ему в виде самоубийства [14].
Иными словами, логика размышлений оторванного от общества и оказавшегося в пустоте индивида приводит последнего к твердому решению покончить с собой, причем этот выбор не вызывает никаких сомнений: все дальнейшие действия по собственному уничтожению выполняются четко и методично.
Одной из актуальных проблем деятельности культурно - досуговых учреждений на пути решения данной задачи, является организация досуга молодежи.