Экономическая ситуация в стране ведет к расслоению общества, к появлению богатых семей, среднеобеспеченных и бедных. Причем, наблюдается рост обедневших семей.
Социализация инвалида — процесс освоения инвалидом социально значимых норм, ценностей, стереотипов поведения.
Социальная реабилитация — это комплекс мер, направленных на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде.
4. При реализации проектов технополисов приоритет в развитии отдается предприятиям мелких и средних размеров, что позволяет экономике быстро реагировать на любые проявления НТП. Компактные производственные единицы легче “вписываются” в окружающую среду и меньше загрязняют ее, не требуют больших площадей, крупных источников воды и энергоресурсов. Кроме того, пересмотр представлений об оптимальных размерах производственных единиц дает возможность участвовать в проекте “Технополис” мелким и средним компаниям, которые в новых экономических условиях обладают рядом серьезных преимуществ, имея облегченную организационно-управленческую структуру, большую мобильность при переходе к выпуску новой продукции.
5. Для технополисов характерно изменение роли вузов в освоении регионов: они должны не только готовить инженерно-технические и научно-исследовательские кадры для высокотехнологичных отраслей промышленности и производств, но и проводить совместные с промышленностью исследования. Это позволяет повысить технологический уровень предприятий регионов, где расположены технополисы, формировать там элементы “мягкой инфраструктуры”.
6. Важной особенностью технополисов является то, что в отличие от предыдущих региональных программ, нацеленных почти исключительно на развитие производственной сферы, в технополисах большое значение отводится строительству социальной инфраструктуры, в частности воплощению в технополисах передовых идей градостроительства, сочетанию красивой архитектуры с природной средой, местных традиций с бытовым комфортом.
Проект “Технополис” был принят в Японии в 1983г. Создание технополисов планировалось прежде всего в относительно отсталых районах страны, на периферии Тихоокеанского промышленного пояса с целью создания благоприятных предпосылок для активизации в этих местах хозяйственной деятельности, для широкого привлечения частного капитала.
Первоначально предполагалось создание 7-8 технополисов. Однако местные органы власти, региональные экономически организации и частный капитал проявили самый живой интерес к реализации концепции технополисов (40 из 47 префектур) заявили о своем желании участвовать в проекте “Технополис”). Поэтому было решено увеличить их число.
В декабре 1984 г. Правительством Японии были утверждены программы развития 14 технополисов: 1) Нагаока; 2) Тоямг 3) Хамамацу; 4) Хиросима; 5) Убэ; 6) Кумамото; 7) Кэнхс ку-Кунидзаки; 8) Миядзаки; 9) Кокубу-Хоято; 10) Акип 11) Уцуномия; 12) Хакодатэ; 13) Киби-когэн; 14) Курумэ-Тосу. В настоящее время в Японии в рамках проекта “Технополис” действуют 26 технополисов.
Следует особо подчеркнуть, что принятие концепции технополисов за основу региональной политики сопровождалось в Японии и законодательным закреплением этого факта, т.е. установлением правового механизма регулирования процесса разработки и реализации проекта технополиса. Закон технополиса был принят в Японии в 1983 г. Согласно этому закону для каждого технополиса должен разрабатываться соответствующий план. Подготовка такого плана осуществляется местными органами власти того региона, на территории которого предполагается размещение того или иного технополиса.
В плане технополиса должны быть четко определены:
1) географические размеры технополиса (площадь, отводимая под технополис, не должна превышать 1 тыс. га);
2) конкретные цели развития промышленного комплекса, ориентированного на применение новейших технологий;
3) основные показатели долгосрочного планирования строительства и эксплуатации производственной и социально-бытовой инфраструктуры, в т. ч. важнейших путей сообщения;
4) порядок финансирования частных предприятий, размещение которых необходимо для промышленного развития данного региона.
Таким образом, общими требованиями для каждого технополиса являются следующие:
- невысокая степень территориальной концентрации производства и населения;
- выбор города такого типа, который сможет стать промышленным центром;
- наличие хотя бы одного высшего учебного заведения (университета или колледжа;
- достаточно развитая транспортная сеть, наличие транспортных узлов и аэропортов.
В соответствии с этим при оценке каждого проекта создания технополиса анализируются следующие вопросы:
1) может ли на данной территории быть основан технополис, т.е. какие имеются предпосылки для привлечения и развития отраслей, которые в дальнейшем могут определять лицо технополиса и окружающего его района;
2) соответствует ли данный план развития технополиса основным направлениям национального развития; даст ли реализация данного плана наибольший эффект именно на этой территории;
3) возможность создания всей необходимой научно-исследовательской базы; способность выполнять НИОКР в кооперации с промышленностью, университетами и правительством:
Одной из актуальных проблем деятельности культурно - досуговых учреждений на пути решения данной задачи, является организация досуга молодежи.