Экономическая ситуация в стране ведет к расслоению общества, к появлению богатых семей, среднеобеспеченных и бедных. Причем, наблюдается рост обедневших семей.
Социализация инвалида — процесс освоения инвалидом социально значимых норм, ценностей, стереотипов поведения.
Социальная реабилитация — это комплекс мер, направленных на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде.
Социальная работа как область научного познания проходит ряд стадий развития. Оформившись как концепция милосердия в традиционной религиозной доктрине, она конституирует бедность и нищенство, обосновывая их как тезис общественной необходимости. Однако социально-историческая практика развития общества наглядно показывала, что наличие бедных и нищих связано с реальными экономическими законами общества. Поэтому происходит ревизия устоявшихся традиционалистских подходов и догм. Теологическая познавательная традиция, определив проблематику «поддержки» и «человека – нуждающегося», фактически наметила проблемное поле дальнейшей научной рефлексии.
Допарадигмальная социальная работа как область научного познания начинает активно развиваться в XIX в. Проблемы пауперизма осмысляются в различных областях знания. Особенно интенсивно она рассматривается в ранних социально-политических, реформистских и правовых доктринах Э. Мюнстерберга, Г. Спенсера, Г. Шммолера, А.Вагнера, в правовой доктрине А. Принса, а также в марксистских разработках, посвященных социальной справедливости.
Однако уровень логических построений и абстракций требовал своего научного обоснования не только на уровне дедуктивных и индуктивных рассуждений. В практике общественной поддержки впервые начинают использовать методы социологического исследования с целью получить адекватную картину пауперизма. Количество эмпирических данных нуждалось в определенной систематизации и описании согласно логике исследовательского инструментария. Так социология становится основой будущих теоретических построений социальной работы.
В начале и середине XX в., когда практика общественной поддержки в основном связывается с проблемами социальной патологии, доминируют модели превентивного и оперативного характера. Можно проследить, как практическая социальная работа сближается с эмпирической психологией (бихевиоризм и психоанализ), эмпирической социологией (исследования в малых группах, социометрия), прикладной педагогикой, психиатрией. Но уровень эмпирических данных, получаемых в результате проникновения техник и методов гуманитарных дисциплин, требовал теоретико-гипотетического осмысления социальной работы, к чему подталкивала и профессиональная деятельность в социальных институтах.
Взаимоотношения между академическими научными дисциплинами и социальной работой вносят в последнюю знания из различных областей. Научные теории и концепции в рамках гуманитарных дисциплин привносят в социальную работу модели объяснения и описания определенных уровней существования реальности и ее феноменов. Социальная работа использует теории гуманитарных наук как валидные объяснения или как группу утверждений для объяснения феноменов мира человека и общества при построении концепций социальных изменений. На Рис. 1.1 отражены основные межпредметные связи с академическими дисциплинами, играющими важную роль при формировании знания социальной работы.
Рис. 1.1 Основные межпредметные связи социальной работы
Каждая из представленных дисциплин дает возможность осмысления определенного уровня социальных проблем и проблем клиента:
психология изучает психические процессы и процессы поведения;
социология — организации, институты и развитие человеческого общества;
политические науки — процессы, закономерности, структуру государственного управления и институты власти;
экономические науки — общественное производство, потребление, распределение;
культурная антропология — культуру, этнографию, язык, занимается социальными исследованиями;
психиатрия — психические расстройства, их диагностику и лечение.
Таким образом, социология, психология, право, социальная политика, социальная философия, социальная антропология и социальная педагогика в ходе становления теории и практики социальной работы входили составной частью в ее теоретические концепты и практические модели, тем самым определив ее как интегративную область познания.
Одной из актуальных проблем деятельности культурно - досуговых учреждений на пути решения данной задачи, является организация досуга молодежи.