Экономическая ситуация в стране ведет к расслоению общества, к появлению богатых семей, среднеобеспеченных и бедных. Причем, наблюдается рост обедневших семей.
Социализация инвалида — процесс освоения инвалидом социально значимых норм, ценностей, стереотипов поведения.
Социальная реабилитация — это комплекс мер, направленных на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде.
Согласно действующей редакции Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», решение проблем, связанных со стандартизацией в области социального обслуживания, возложено на субъекты Российской Федерации. Начиная с 2006 года, Министерство социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл проводит мониторинг за соблюдением требований законодательства и государственных стандартов в области социального обслуживания населения. А с января 2008 года инициирует деятельность по внедрению стандарта Республики Марий Эл «Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг. Качество социальных услуг» на региональном и муниципальном уровнях. Проблема стандартизации социального обслуживания имеет 2 аспекта: не только разработку стандартов социальных услуг и социальных нормативов, но и внедрение их в практическую деятельность специалистов социальных служб.
В ноябре 2007 года в Муниципальном учреждении социального обслуживания «Территориальный центр социального обслуживания населения» Медведевского муниципального района было проведено исследование. С целью выявить уровень информированности специалистов и социальных работников учреждения о потребностях и потенциальном спросе на услуги, а так же изучить уровень профессиональной мотивации и самооценки качества выполняемой работы. Мы полагаем, что информированность и профессиональная самооценка работников являются существенным фактором, влияющим на деятельность по внедрению стандартов. В интервью участвовали 12 специалистов центра и 9 социальных работников одного отдела, что в общем количестве составило 21 человека.
Среди социальных работников, принимавших участие в исследовании, преобладают люди средних и старших возрастов, подготовка которых ограничена инструктированием на рабочем месте. Ответы на вопрос о том, чем они непосредственно занимаются на работе, позволяет судить о том, что социальными работниками выполняется обязательный минимум по оказанию социальных услуг.
Большинство из них не удовлетворены уровнем оплаты труда. Однако респонденты видят своеобразную компенсацию в свободном режиме рабочего дня, хороших отношениях в коллективе, в том числе и с руководством. Информацию о возможных клиентах социальные работники получают заявительным способом от самого клиента или его близких. При этом представляют ситуацию с информированием клиента о предоставляемых услугах, как благополучную и считают, что клиенты достаточно информированы. Как правило, взаимоотношения с клиентами приобретают неформальный межличностный характер. И отвечая на вопрос о том, что получает клиент в результате оказанных ему услуг, все в первую очередь отметили возможность общения, избавления клиентов от одиночества. Больше половины социальных работников еще назвали возможность получения бытового и санитарно-гигиенического ухода, а так же возможность улучшить питание, решить проблемы с одеждой и обувью.
На ряд вопросов об эффективности работы центра, об охвате нуждающихся социальной помощью и услугами, а так же о спросе на услуги почти у всех прозвучали ответы, что эффективностью работы центра в основном удовлетворены, услугами охвачено большинство нуждающихся, а спрос совпадает с возможностями отдела. И никто не ответил, что спрос весьма значителен, имеется большая очередь клиентов. Скорее такие положительные характеристики отражают не хорошее положение дел в центре, а невысокий уровень информированности и ограниченную включенность социальных работников в профессиональную роль. Отсутствие жалоб и благодарность клиента для большинства социальных работников считаются основным показателем успешности обслуживания, а не такие формальные характеристики как своевременность, полнота услуги. Вопрос о негативных явлениях, встречающихся в работе отдела (центра) вызвал затруднение более половины респондентов.
Из возможного перечня факторов, мешающих центру оказывать качественные социальные услуги, работники считают актуальными: недостаточное финансирование и отсутствие достаточных возможностей психологической разгрузки, восстановления сил. И для большинства из них эффективность социального обслуживания заключается в успехах каждого конкретного клиента. Специалисты по социальной работе, так же как и социальные работники, не информированы о спросе на обслуживание и лишь один специалист службы срочной социальной помощи ответил, что спрос велик, имеется большая очередь клиентов. В данной ситуации информированность специалистов могла бы стимулировать их на поиск возможностей для расширения охвата обслуживания (применение новых технологий, развитие проектной деятельности учреждения).
Одной из актуальных проблем деятельности культурно - досуговых учреждений на пути решения данной задачи, является организация досуга молодежи.