Экономическая ситуация в стране ведет к расслоению общества, к появлению богатых семей, среднеобеспеченных и бедных. Причем, наблюдается рост обедневших семей.
Социализация инвалида — процесс освоения инвалидом социально значимых норм, ценностей, стереотипов поведения.
Социальная реабилитация — это комплекс мер, направленных на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде.
Результаты заключительной диагностики представлены следующим образом. Участники программы смело отвечали на все вопросы анкеты, с удовольствием, более подробно. Практически все вспомнили свои любимые предметы в школе: «труды, музыка, математика, русский язык, литература, информатика». В качестве профессиональных намерений ребята обозначали: «поступить в колледж, университет, получить образование, работать». Многие определились со своими профессиональными интересами и вполне ясно могут представить себя в будущем: «бухгалтером, программистом, воспитателем в детском саду, хореографом, автомехаником». К способам для развития интересов, связанных с выбором профессии, ребята отнесли: чтение специальной литературы, беседу со специалистом, занятие гимнастикой. Были выявлены некоторые профессиональные склонности участников программы: «склонность к математике, любовь к маленьким детям, способность к работе на компьютере, желание учить танцам». По мнению ребят, личные качества, которые преобладают у них, являются положительными. К наиболее ярко выраженным личным качествам, необходимым для выбранного профессионального пути, они относят ответственность, целеустремленность, трудолюбие, терпение.
На вопрос о развитии личных качеств, необходимых для успешного освоения выбранной профессии, ребята называли уверенность в себе, общительность, целеустремленность, терпимость. Своими отрицательными личными качествами, с которыми нужно бороться ребята называли: лень, невнимательность.
На блок вопросов «Готовность к выбору профессионального пути»
участники исследования отвечали следующим образом. Успехи в учебной деятельности считают средними, учителя и бывшие одноклассники негативно относились к опрашиваемым, к их физическим недостаткам, к психологическим комплексам и к неудачам в учебе. После успешного прохождения курса профориентационных занятий участники считают, что смогут осуществить свои профессиональные намерения. И в случае не осуществления своих основных профессиональных планов предусматривают запасные пути: трудоустройство на легкий труд, поступление на заочное отделение по выбранным специальностям, прохождение курсов. Самое главное, в результатах заключительной диагностики, что участники исследования поняли всю важность того, что именно на данном этапе необходимо получить профессиональное образование. Они готовы справиться со всеми комплексами, скопившимися годами, пессимистичным настроем на будущее, трудностями, возникающими на профессиональном пути.
2. Для успешного прохождения процесса профессиональной ориентации необходимо зафиксировать данные, отражающие то, насколько каждый из участников исследования оценивает себя как личность. Для этого был проведен тест Райдаса «Самооценка уверенности в себе» детей и подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности до и после проведения занятий.
При первичном проведении данного теста результаты были следующие.
У 57% участников исследования самый низкий показатель самооценки.
Это говорит о неуверенности в своих силах, как в учебе, так и в труде. Часто оценка достижений может быть и заниженной, отсюда занижен уровень притязаний в планировании дальнейшей профессиональной деятельности. 39% участников исследования имеют результат, свидетельствующий о проявлении потребности в обсуждении своих действий с друзьями, родителями. В ситуации выбора во избежание неудач данная категория детей и подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности выбирает задачи средней трудности. Всего 4% - это участники, чьи показатели отражают высокую степень уверенности. Это позволяет предположить, что в сложных ситуациях они способны быть решительными, самостоятельными при принятии решения.
По результатам заключительной диагностики видно, что показатели самокритичности изменились в положительном направлении. Теперь только 30% участников имеют низкий показатель самооценки, 61% - средний и уже 9% - высокий. (см. Приложение 12) Это говорит о том, что у участников исследования появилась, а у некоторых, укрепилась уверенность в себе, они научились планировать свою деятельность, у ребят появился положительный настрой на будущее, они не боятся и не стесняются обсуждать свои дела и мечты с родителями. В основном у ребят настроение было более приподнятым, оптимистичным.
Одной из актуальных проблем деятельности культурно - досуговых учреждений на пути решения данной задачи, является организация досуга молодежи.