Экономическая ситуация в стране ведет к расслоению общества, к появлению богатых семей, среднеобеспеченных и бедных. Причем, наблюдается рост обедневших семей.
Социализация инвалида — процесс освоения инвалидом социально значимых норм, ценностей, стереотипов поведения.
Социальная реабилитация — это комплекс мер, направленных на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде.
3. Для оценки профессионального личностного типа использовался тест Джона Голланда. Он, как представитель концепции индивидуальности, разработал методику для определения социальной направленности личности. Он выделял шесть типов. Данный тест провели после прохождения участниками курса профориентационных занятий, так как у них стало более четким видение своего профессионального пути и им легче выбрать в каждой паре специальностей одну наиболее близкую.
57% из общего числа участников исследования принадлежат к социальному типу личности. Им присущи социальные умения, они нуждаются в контактах. Черты их характера: стремление учить и воспитывать, психологический настрой на человека, гуманность, не смотря на то, что многие участники данного типа принадлежат к мужскому полу. Представители данного типа стараются держаться в стороне от интеллектуальных проблем; активны, но часто зависимы от мнения группы людей. Проблемы решают, опираясь на эмоции, чувства, умение общаться.
23% из общего числа участников являются конвенциальными личностями. Они предпочитают четко структурированную деятельность. Характер стереотипный, конкретный, практический. Не проявляют критичность, оригинальность, консервативны, зависимы, не любят смену деятельности. Слабо развиты организаторские способности.
13% относят к реалистическому стилю. Они характеризуются на социальность, ориентированы на настоящее, эмоционально стабильны, занимающиеся конкретными объектами (вещами, инструментами, машинами), отдают предпочтение занятиям, требующим моторной ловкости, конкретности. Развиты математические, невербальные способности.
7% участников относятся к предприимчивому типу. Они выбирают цели, которые позволяют проявить энергию, энтузиазм, импульсивность, любят приключения. Представители данного типа доминанты, любят признание, любят руководить. Им не нравится практический труд, а так же занятия, требующие интеллектуальных усилий, усидчивости, они агрессивны и предприимчивы, обладают хорошими вербальными способностями.
И по 1% относятся к интеллектуальному и артистическому типу личности. (см. Приложение 13)
Участникам исследования было очень интересно узнать, к какому типу они относятся, и соотнести результаты теста с их профессиональными намерениями. Им было приятно осознавать, что типы их личности совпадают с их профессиональными интересами, склонностями, способностями.
4. В начале реализации данного исследования со стороны участников чувствовалось напряжение, недоверие, и было видно, что особого желания приходить на занятия не было. На первом занятии многие сидели в закрытых позах, погруженные в свой мир, не принимающие активного участия в беседе, общих разговорах. Но при располагающей обстановке (стулья по кругу), после проведения ряда упражнений на раскрепощение и положительный эмоциональный настрой у участников появилось желание общаться дальше, познавательный интерес, открытая улыбка на лице.
После каждого занятия проводились интервью со специалистом-экспертом РЦ «Подсолнух», присутствующим на занятии. (см. Приложение 14)
Все специалисты отмечали, что занятия проходили интересно, познавательно и подобные занятия нужно проводить чаще.
Специалисты, присутствующие на первых занятиях замечали, что участники приходили с нежеланием, были пассивны, на задаваемые вопросы, отвечали скудно, с нежеланием выполняли предлагаемые упражнения. Специалистам несколько раз приходилось успокаивать группу.
Специалисты, которые присутствовали на последующих занятиях, отмечали, что участники группы активные, у них появился большой интерес к занятиям, с удовольствием выполняют все упражнения, о занятиях отзываются только положительно, с любопытством ждут следующего занятия и с удовольствие участвуют в беседах.
Также все специалисты отмечали, что у участников как на первых занятиях, так и на последующих поднималось настроение, после занятий становились более энергичными, жизнерадостными.
Одной из актуальных проблем деятельности культурно - досуговых учреждений на пути решения данной задачи, является организация досуга молодежи.