Экономическая ситуация в стране ведет к расслоению общества, к появлению богатых семей, среднеобеспеченных и бедных. Причем, наблюдается рост обедневших семей.
Социализация инвалида — процесс освоения инвалидом социально значимых норм, ценностей, стереотипов поведения.
Социальная реабилитация — это комплекс мер, направленных на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде.
Французская система социальной защиты населения предусматривает перераспределение текущих доходов бюджета социальной защиты, формируемого за счет взносов работников и предпринимателей, в пользу пенсионеров и нуждающихся.
В начале 90-х гг. XX в. в большинстве стран эта система была подвергнута серьезной корректировке с целью исправления возникшего дисбаланса бюджета социального обеспечения и решения проблем, связанных с радикально изменившейся демографической обстановкой. Происходит известное сближение моделей социальной защиты, введение единых принципов ее организации.[20]
По данным Национального института статистики и экономических исследований, в 90-х годах три четверти французских семей пользовались помощью государства. Среди социальных расходов в 1996 г. большая доля приходилась на пенсии по старости (43,5%), пособия по болезни (24,8%), семейные пособия (5,9%), компенсации на жилье (4%), пособия по безработице и оплату профобучения (6,6%).[27]
Выявилась настоятельная необходимость реформирования технологии социальной защиты, которая стала непосильным бременем для государственного бюджета. Следует особо отметить, что во Франции реформирование социальных структур защиты населения сопровождалось усилением влияния государственной власти в управлении всей системой социальной защиты.
Во Франции государственная пенсионная система по старости, охватывающая основную массу пенсионеров, представляет собой сложное, многоярусное образование. В целом пенсионная система состоит из пяти подсистем: 1) базовые режимы для наемных работников; 2) дополнительные режимы; 3) специальные режимы для отдельных категорий занятых; 4) базовые режимы для ненаемных работников; 5) дополнительные (факультативные) режимы. Каждая из них имеет свою специфику, что проявляется в финансировании, возрасте выхода на пенсию, продолжительности страхового стажа для получения полной пенсии, а также методике исчисления размера пенсии.[27]
Базовые режимы являются основными в национальной системе социального страхования. Они действуют по единой методике пенсионного обеспечения лиц, занятых в промышленности и торговле. Именно пенсионная система по старости оказалась к началу 90-х гг. в наиболее трудном положении. Ее финансовое оздоровление правительство попыталось осуществить за счет целого комплекса мер, в том числе:
• повышения возраста выхода на пенсию - с 1995 г. 65 лет и для мужчин и для женщин;
• увеличения размеров страхового стажа для выплаты минимальной пенсии, страховой стаж стал постепенно увеличиваться и достигал в 2003 г. 40 лет, при отсутствии необходимого стажа размер пенсии снижается на 1,25% за каждый недостающий квартал.
В базовом режиме действует система надбавок, наследования пенсионных прав, возможность трудоустройства после выхода на пенсию. Финансирование базового режима осуществляется в основном за счет социальных взносов предпринимателей (8,2% от фонда заработной платы) и наемных работников (7,6% от зарплаты).[27]
В результате такой многоярусной системы один работник получает в среднем 2,8 различных пенсий. Особенностью пенсионной системы Франции остается высокая норма замещения, т. е. большой размер пенсии в сравнении с прежней зарплатой. В среднем норма замещения всех видов пенсий составляет 78% для мужчин и 72% для женщин.
Во Франции существуют так называемые "предпенсионные пособия". В настоящее время право на получение ранней пенсии получили лица в возрасте 59 лет и старше, имеющие не менее 40 лет страхового стажа, или лица более раннего возраста, но выплачивающие страховые взносы не менее 43 лет. Кроме трудовых пенсий, во Франции существует система социальных пенсий. Их выплата гарантируется государством всем пожилым людям независимо от характера и продолжительности профессиональной деятельности. [28]
Одной из актуальных проблем деятельности культурно - досуговых учреждений на пути решения данной задачи, является организация досуга молодежи.