Экономическая ситуация в стране ведет к расслоению общества, к появлению богатых семей, среднеобеспеченных и бедных. Причем, наблюдается рост обедневших семей.
Социализация инвалида — процесс освоения инвалидом социально значимых норм, ценностей, стереотипов поведения.
Социальная реабилитация — это комплекс мер, направленных на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде.
Гуманизация общественных отношений предполагает наличие особого внимания к наименее защищенным членам общества. Умственно отсталые люди - это многочисленная группа социально не защищенных граждан. Особое место среди них занимают дети. Они растут вдали от сверстников и традиционных детских радостей. Им автоматически приписывается статус людей второго сорта. Они вырастают с ущербной психикой, часто со злобой на отторгнувший их окружающий мир.
Дети,
имеющие отклонения в умственном развитии - одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своём развитии от нормы.
Понятие “умственно отсталый ребёнок" как в нашей стране, так и в большинстве других стран, охватывает весьма разнообразную по составу группу детей, имеющих стойкое необратимое нарушение психического, в первую очередь интеллектуального, развития, которое связано с наличием органического повреждения коры головного мозга. Всё это обуславливает возникновение у ребёнка различных, с разной отчётливостью выраженных отклонений, обнаруживающихся во всех видах его психической деятельности, особенно резко - в познавательной.
Развитие умственно отсталого ребёнка с первых дней жизни отличается от развития нормальных детей. У них отмечаются задержки в физическом развитии, общая психологическая инертность, снижен интерес к окружающему миру, заметно недоразвитие артикуляционного аппарата и фонематического слуха. По-иному у них складываются соотношения в развитии наглядно - действенного и словесно - логического мышления. Многие умственно отсталые дети начинают говорить только к 4 - 5 годам. Речь умственно отсталого ребёнка не выполняет своей основной функции - коммуникативной [24, с.34].
Причины, вызывающие у ребёнка отклонение в умственном развитии, многочисленны и разнообразны. Отклонения могут быть обусловлены генетическими поражениями центральной нервной системы, внутриутробными патогенными влияниями, травмой и асфиксией во время родов, воздействием на мозг ребёнка инфекций, интоксикаций, травм и других вредоносных агентов в раннем периоде развития [15, с.36 - 37].
Появление такого ребенка в семье порождает ряд проблем, которых нет в семье обычной. Семья попадает в группу риска.
В первую очередь это социально - медицинские проблемы, связанные с лечением ребенка.
Коммерциализация многих сторон современной жизни, в т. ч. медицины, препятствуют вхождению такого ребенка в общество. Значительная часть семей оказываются сегодня не в состоянии обеспечить своим детям условия, необходимые для нормальной жизни и развития, и это влечет за собой вторую группу проблем - социально - экономических.
Они связаны с ухудшением материального положения семьи, льготы, предоставленные государством, вследствие обостряющейся экономической ситуации часто не исполняются на местном уровне. Лекарства, полноценное питание больного ребенка требуют с каждым днем все больше затрат. Почти треть матерей в связи с необходимостью ухода за ребенком вынуждены оставить работу. В распавшихся семья и в семьях одиноких матерей мизерное социальное пособие часто становится единственным источником дохода. Обеспечение нормальной жизнедеятельности в таких условиях просто невозможно. Иногда под угрозой находится сама жизнь ребенка [23, c.462].
Социально - психологические проблемы.
Тяжелый психологический груз дефекта ребенка обостряет семейные отношения, приводя часть семей к распаду.
Психологическая напряженность в таких семьях поддерживается психологическим угнетением детей из-за негативного отношения окружающих к их семье; они редко общаются с детьми из других семей. Не все дети в состоянии правильно оценить и понять внимание родителей к больному ребёнку, их постоянную усталость в обстановке угнетённого, постоянно тревожного семейного климата.
От характера установления связей в диаде “родитель - ребёнок с умственными отклонениями” зависит первичная социализация личности проблемного ребёнка. Как указывал Выгодский, дефект сам по себе ещё не есть трагедия. Он есть только предлог и повод для возникновения трагедии [10, с.71 - 74].
Наличие ребёнка с отклонениями в умственном развитии отрицательно влияет на других детей в семье. Им меньше уделяется внимания, уменьшаются возможности для культурного досуга, они хуже учатся.
Одной из актуальных проблем деятельности культурно - досуговых учреждений на пути решения данной задачи, является организация досуга молодежи.