Экономическая ситуация в стране ведет к расслоению общества, к появлению богатых семей, среднеобеспеченных и бедных. Причем, наблюдается рост обедневших семей.
Социализация инвалида — процесс освоения инвалидом социально значимых норм, ценностей, стереотипов поведения.
Социальная реабилитация — это комплекс мер, направленных на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде.
Нередко такая семья испытывает отрицательное отношение со стороны окружающих, особенно соседей, которых раздражают некомфортные условия существования рядом (нарушения спокойствия, тишины и т.д.). Окружающие часто уклоняются от общения и дети, с отклонениями в умственном развитии практически не имеют возможности полноценных социальных контактов, достаточного круга общения, особенно со здоровыми сверстниками. Имеющаяся социальная депривация может привести к личностным расстройствам (например, эмоционально-волевой сферы и т.д.), социальной дезадаптации, ещё к большей изоляции, недостаткам развития, в том числе нарушениям коммуникационных возможностей, что формирует неадекватное представление об окружающем мире. Особенно тяжело это отражается на детях, воспитывающихся в детских интернатах.
Общество не всегда правильно понимает детей, имеющих отклонения в умственном развитии и лишь небольшой их процент ощущает поддержку окружающих. В связи с этим родители не берут таких детей на зрелищные мероприятия, тем самым, обрекая их с рождения на полную изоляцию от общества [6, с.154 - 155].
Социально-педагогические проблемы.
Большинство родителей отмечают недостаток знаний в воспитании ребёнка с отклонениями в умственном развитии, отсутствуют доступная литература, достаточная информация. В настоящее время ощущается недостаток квалифицированных кадров в области специального образования и воспитания детей с отклонениями в умственном развитии.
Социальная поддержка детей, имеющих отклонения в умственном развитии в достаточной степени еще не сформирована, лишь часть семей пользуется постоянной помощью социальных служб.
Таким образом, возможности детей с умственными ограничениями, так же как и возможности их семей в сфере образования, трудоустройства, получения доходов, обеспечения жильем, участия в социальной, культурной, экономической жизни неадекватны возможностям здоровых детей.
Умственно отсталые дети, несомненно, являются объектом деятельности специалиста по социальной работе. Уровень цивилизации общества во многом оценивается именно его отношением к детям с умственными и физическими недостатками. Создание оптимальных условий для успешной коррекции нарушений в развитии ребенка, воспитания, обучения, ее социально-трудовой адаптации и интеграции в обществе относятся к числу важнейших задач любого государства.
Одной из актуальных проблем деятельности культурно - досуговых учреждений на пути решения данной задачи, является организация досуга молодежи.