Экономическая ситуация в стране ведет к расслоению общества, к появлению богатых семей, среднеобеспеченных и бедных. Причем, наблюдается рост обедневших семей.
Социализация инвалида — процесс освоения инвалидом социально значимых норм, ценностей, стереотипов поведения.
Социальная реабилитация — это комплекс мер, направленных на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде.
Такая стратегия преодоления стресса как разрешение проблемы заключается в том, что подросток самостоятельно ставит перед собой определенные цели, ищет наиболее подходящие варианты решения проблемы, составляет прогноз, обдумывает план действий, не принимает скоропалительных решений. Именно разрешение проблемы как стратегия преодоления стресса считается наиболее продуктивной. Менее продуктивной является стратегия поиска социальной поддержки: в данном случае подросток обращается за помощью к близким людям и друзьям, принимает сочувствие и понимание со стороны, обсуждает проблемы с кем-то, чтобы прийти к определенному решению. Наиболее неэффективная стратегия – избегание стрессовой ситуации: подросток способен совершать необдуманные поступки, скрывает и маскирует свое поведение, много времени находится в одиночестве, не предпринимает никаких действий для решения проблемы. В целом подростки практически в равной степени используют все стратегии преодоления стресса, так как значения средних показателей по трем группам отличаются десятыми долями. Однако, наибольший средний балл у стратегии разрешения проблемы, а наименьший – у поиска социальной поддержки.
Наиболее привлекательной для первой группы подростков (низкий уровень тревожности) является стратегия разрешения проблемы, во вторую очередь – избегание, в последнюю очередь – поиск социальной поддержки. Наиболее привлекательной для второй группы (среднетревожные подростки) является стратегия разрешения проблемы, во вторую очередь – поиск социальной поддержки, в последнюю очередь – избегание. Наиболее привлекательной для третьей группы (высокотревожные подростки) является стратегия избегание, стоит отметить факт, что данная группа обладает высоким уровнем тревожности и не занимается решением проблем, во вторую очередь – поиск социальной поддержки, в последнюю очередь они занимаются разрешением проблемы.
Отметим то, что по разрешению проблемы наибольший балл набран у подростков со средним уровнем тревожности (вторая группа), затем у подростков с низким уровнем тревожности (первая группа) и потом у подростков с высоким уровнем тревожности (третья группа). Поиском социальной помощи в большей степени занимаются подростки второй группы, следующий балл у подростков третьей группы, затем, самый низкий, у подростков первой группы. Избегают решения стрессовых ситуаций подростки третьей группы, затем подростки второй группы и, наконец, первой.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1) с ростом тревожности увеличивается ориентация подростков на избегание как стратегию преодоления стресса;
2) чем ниже тревожность подростка, тем меньше ориентация на социальную поддержку;
3) подростки со средними показателями тревожности больше ориентированы на разрешение проблемы, чем низко- и высокотревожные подростки.
Для диагностики, как непродуктивных паттернов поведения, так и ресурсов личности мы использовали методику выявления индивидуальных копинг-стратегий [6; с. 287].
Таблица 5. Использование копинг-стратегий у подростков с разным уровнем тревожности
Группы испытуемых |
Уровень тревожности |
Копинг-стратегии |
Продуктивные |
Относительно продуктивные |
Непродуктивные |
Первая группа |
Низкий |
Когнитивные |
17% |
67% |
17% |
Эмоциональные |
39% |
28% |
33% | ||
Поведенческие |
6% |
67% |
28% | ||
Вторая группа |
Средний |
Когнитивные |
3% |
79% |
18% |
Эмоциональные |
50% |
26% |
24% | ||
Поведенческие |
3% |
85% |
12% | ||
Третья группа |
Высокий |
Когнитивные |
0% |
75% |
25% |
Эмоциональные |
25% |
33% |
42% | ||
Поведенческие |
0% |
75% |
25% |
Одной из актуальных проблем деятельности культурно - досуговых учреждений на пути решения данной задачи, является организация досуга молодежи.