Экономическая ситуация в стране ведет к расслоению общества, к появлению богатых семей, среднеобеспеченных и бедных. Причем, наблюдается рост обедневших семей.
Социализация инвалида — процесс освоения инвалидом социально значимых норм, ценностей, стереотипов поведения.
Социальная реабилитация — это комплекс мер, направленных на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде.
Когнитивные копинги у подростков связаны с осмыслением и поиском решения проблемы, что является адаптивными способами выхода из стресса (продуктивными). К частично адаптивным (относительно продуктивным) относится ориентация на мнение других, что является признаком конформности в принятии решений. К неадаптивным (непродуктивным) когнитивным копингам относятся избегание проблемы и растерянность. В эмоциональной сфере к адаптивным (продуктивным) относят эмоциональное сосредоточение, к частично адаптивным (относительно продуктивным) – поиск эмоциональной поддержки и эмоциональную разрядку, к неадаптивным (непродуктивным) – подавление чувств, чувство вины, агрессивность, покорность. В поведенческой сфере к адаптивным (продуктивным) принято относить активное преодоление и альтруизм, к частично адаптивным (относительно продуктивным) – поиск социальной поддержки и отвлечение, к неадаптивным (непродуктивным) – изоляцию, компенсацию с использованием допинговых средств и уход от реальности.
В целом подростки всех групп в большей степени используют относительно продуктивные и непродуктивные стратегии преодоления стресса. Однако видима тенденция использования продуктивных копингов, в большей степени в эмоциональной сфере, также по всем группам в целом.
Подростки первой группы (низкотревожные) в эмоциональной сфере больше ориентированы на продуктивные копинги, относительно продуктивные и непродуктивные копинги используют в равной степени. Когнитивные копинги в большей мере относительно продуктивные. Однако в поведении подростки чаще всего используют относительно продуктивные, затем непродуктивные и, наконец, продуктивные копинги.
Вторая группа подростков (среднетревожные) чаще всего используют когнитивные и поведенческие относительно продуктивные копинги и эмоциональные продуктивные копинг-стратегии.
Подростки третьей группы в большей степени ориентированы на использование непродуктивных и относительно продуктивных копингов, что менее адаптирует к стрессовым ситуациям.
Таким образом, у подростков всех групп преобладают эмоциональные копинг-стратегии как продуктивные (эмоциональное сосредоточение), так и непродуктивные (подавление чувств, чувство вины, агрессивность, покорность). Однако при этом у высокотревожных подростков уменьшается доля продуктивных эмоциональных стратегий (39% – 50% – 25%), а доля непродуктивных эмоциональных стратегий, наоборот, возрастает (33% – 24% – 42%).
И в целом у высокотревожных подростков заметно ниже доля продуктивных стратегий преодоления стресса, при этом они вообще не ориентированы на когнитивные и поведенческие продуктивные копинги (поиск решения проблемы и придание смысла, активное преодоление и альтруизм).
Для диагностики основного источника социальной поддержки мы использовали методику ВСП (восприятие социальной поддержки) [24; с. 289].
Таблица 6. Показатели восприятия социальной поддержки у подростков с разным уровнем тревожности
Группы испытуемых |
Уровень тревожности |
Восприятие социальной поддержки (средняя оценка в баллах) | ||
Семейная поддержка |
Дружеская поддержка |
Значимые другие | ||
Первая группа |
Низкий |
2,33 |
2,5 |
2,39 |
Вторая группа |
Средний |
2,35 |
2,91 |
2,48 |
Третья группа |
Высокий |
2,08 |
2,58 |
1,75 |
Среднее |
2,25 |
2,66 |
2,21 |
Одной из актуальных проблем деятельности культурно - досуговых учреждений на пути решения данной задачи, является организация досуга молодежи.