Экономическая ситуация в стране ведет к расслоению общества, к появлению богатых семей, среднеобеспеченных и бедных. Причем, наблюдается рост обедневших семей.
Социализация инвалида — процесс освоения инвалидом социально значимых норм, ценностей, стереотипов поведения.
Социальная реабилитация — это комплекс мер, направленных на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде.
Занятие пятое «Определение особенностей личности»
способствовало выявлению истинного «Я» и позволило разобраться в себе, в своих недостатках, привычках, которыми не довольны, скорректировав их нахождением в себе положительных качеств, что проходило несколько болезненно для участников тренинговой группы и привело к необходимости проведения в конце занятия релаксационного тренинга [Приложение 8].
Так как на предыдущих занятиях мы столкнулись с проблемой неумения сконцентрировать внимание на собственных переживаниях и ощущениях, стало наиболее актуальным использование упражнений, направленных па выявление особенностей личности.
В процедуре «Хиппи» многие участники замолкали и не знали, что сказать, как охарактеризовать одним словом или фразой другого человека. Приведем пример из рефлексии по завершению упражнения: «Очень сложно сказать про другого человека что-то, чтобы его не обидеть. Иногда у меня вертелась фраза, но она была немного жесткая». «Я заметил, что обращаю внимания на такие качества у других людей, которые отмечаю у себя самoго», «Не ожидал услышать о себе такое. Может в чем-то они и правы, но я не задумывался о том, что меня видят надменным и заносчивым». Подобные высказывания логично подвели нас к выбору тематики следующего занятия.
Занятие шестое «Самоанализ и самопознание»
как логичное продолжение предыдущего занятия было направлено на познание собственных сильных и слабых сторон, в том числе во взаимодействии с другими людьми.
При выполнении упражнения « назови свои сильные стороны» участники группы столкнулись с трудностями, несмотря на то, что не у всех самооценка занижена. Многим было сложно мыслить о себе в позитивном ключе: «Очень сложно оказалось себя хвалить», «…в голове только негативные качества…» , «мне кажется у меня нет сильных сторон» [Приложение 8].
В свою очередь процедура «Разбор» позволила осознать, что проблемы большинства в принципе не уникальны. Каждый из участников тренинга отметил следующую реакцию: «Что вы на меня набросились. Вы меня не знаете и не пытаетесь узнать. Я не считаю, что со мной что-то не так. Мне неприятно, что так на меня набросились».
При определении своего состояния выявилась необходимость работы по индивидуальной программе с отдельными участниками группы в связи с неадекватной самооценкой и состоянием близкому к депрессии. В результате формирования чувства внутренней устойчивости и доверия к самому себе, развития умений думать о себе в позитивном ключе пришли к выводу, что в работе над собой наиболее важно обнаружение в себе «опоры», позитивного (но адекватного), что можно использовать для самосовершенствования. При сопоставлении групповой оценки и самооценки выявлялись причины расхождений, что позволило участникам тренинга соприкоснуться с теми сторонами своей личности, которые никогда не осознавались ими полностью.
Занятие седьмое «Конфликтность и способность работать в коллективе»было изначально направленно на снижение конфликтности участников группы. Упражнения, направленные на осознание своего внутреннего мира, конфликтов, а также демонстрация смены чувства злобы на чувство успокоения, осознание поведения каждого из конфликтующих партнёров привели к получению навыков анализа и разрешения конфликтной ситуации. Об этом свидетельствуют высказывания следующих участников: «Было очень здорово работать в группе, когда решение принимают все вместе», «После проведения упражнений на сплочение появилось ощущение, что я как будто сроднился с этой группой. Как будто я этих людей знаю давно и могу довериться им. Ещё заметил, что стал прислушиваться к мнению другого человека. Я понял, что каждый из нас имеет право считать по-своему, так как у каждого свой жизненный опыт и вместе мы можем решить те задачи, которые ставит перед нами ведущий. А те люди, которые специально напрашиваются на конфликт, не стоят моих нервов», «Я стал лучше общаться и в отделении и с родными , а упражнение «выбор тактики» и «улаживание конфликта» показали мне, что проблему можно решить без проявлений агрессии» [Приложение 8].
Одной из актуальных проблем деятельности культурно - досуговых учреждений на пути решения данной задачи, является организация досуга молодежи.