Экономическая ситуация в стране ведет к расслоению общества, к появлению богатых семей, среднеобеспеченных и бедных. Причем, наблюдается рост обедневших семей.
Социализация инвалида — процесс освоения инвалидом социально значимых норм, ценностей, стереотипов поведения.
Социальная реабилитация — это комплекс мер, направленных на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде.
Малые группы внутри коллектива обладают определенными чертами групповой психологии. К ним относятся первичные группы внутри коллективов (коллектив фермы, звена, производственного участка и т.д.), а также социально-психологические или просто психологические группы, возникающие на основе общих интересов, ориентаций, т.е. группы общения (иногда их называют «неформальными» группами) [11, с.227].
Системный подход к изучению психологии села предполагает выделение общностей: реальных коллективов, социально-профессиональных групп, временных объединений колхозников, групп общения, а также условных социально-психологических групп, образованных на основе одного из признаков, характерных для данной группы.
Реальные первичные коллективы сельских жителей – это различные бригады и звенья, коллективы животноводческих ферм и строительных бригад. Участники этих коллективов связаны общей целью совместной деятельности, имеют определенную официальную организацию. К непроизводственным коллективам, функционирующим в сельской местности, относятся коллективы профсоюзной организации, сельского Совета, потребительской кооперации, клуба, школы, детских яслей и т.д.
Необходимо подчеркнуть, что отношения в малых группах зависят от характера связей, взаимного уважения, равенства и дружбы. Хотя первичные коллективы и небольшие, изучение групп общения внутри их необходимо для раскрытия механизма взаимоотношения людей в коллективах.
Что же создает реальные предпосылки для изменения структуры расходов на личные материальные и культурные потребности, оказывают опосредованное влияние на установки и ценностные ориентации личности? Самое главное – это удовлетворенные общественные материальные потребности. Необходимо отметить, что общественные фонды потребления культурно-бытового назначения направлены в основном на удовлетворение интеллектуальных и социальных потребностей (обучение, отдых, лечение и т. д.). Развитие общественных фондов потребления в сельской местности (клубы, библиотеки, школы) способствует развитию и более полному удовлетворению духовных потребностей и интересов сельских жителей. В процессе социальной деятельности у сельчан активизируются потребности действия в различных сферах общественной жизни. Развивая производительные силы сельского хозяйства, совершенствуя производственные отношения, сельский коллектив вместе с тем совершенствует себя, развивает свои потребности и интересы.
Если рассматривать соотношение материальных и духовных потребностей современного сельского жителя, то оно характеризуется значительным ростом культурных запросов, охватывающих как естественные, так и социальные потребности, ведь удовлетворенная потребность, действие удовлетворения ведут к появлению новых потребностей. Рост денежных и натуральных доходов от общественного и личного хозяйства создает необходимые предпосылки для улучшения питания колхозников, удобства жилищ, не отличающихся от городских квартир, приобретения более разнообразной одежды, товаров культурно-бытового назначения. Хорошо известно, что одна и та же потребность может быть удовлетворена разнообразными средствами. Поэтому переход от удовлетворения первых жизненных потребностей примитивными средствами к удовлетворению их же предметами утонченными, современными, городскими — характерная черта жизни современного сельского жителя.
Изучение художественных вкусов социальных групп показывает, что у сельчан они развиты слабее, нежели у рабочих и тем более у интеллигенции города. Здесь сказываются и более низкий уровень культурного развития, и ограниченные возможности пользования театрами, выставками, музеями. Объем и степень устойчивости художественно-эстетических интересов сельских жителей зависят от возраста, образования, характера работы. Наиболее существенные различия можно наблюдать в возрастных группах.
Одной из актуальных проблем деятельности культурно - досуговых учреждений на пути решения данной задачи, является организация досуга молодежи.